back1.png

Гундыр – традиционный образ сказочного чудовищного великана с тремя, шестью, девятью, двенадцатью, двадцати четырьмя головами.

В фольклоре коми-зырян Гундыр чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу.

Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х гг. ХХ в. иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом.

Перед битвой выдувает гумно длиной в столько вёрст, сколько имеет голов.

Дыхание его считается нечистым – пеж лов «нечистое дыхание, душа».

Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе.

Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр «чёрной тучи», лöз ру «синего тумана», сьöд тшын «чёрного дыма».

Основные функции Гундыра – противник сказочного героя; хозяин места (озера, моря, горы); хозяин волшебного богатства, волшебного предмета; пожиратель людей (реже – солнца); похититель чужих жён, невест; часто – муж, сын, зять Ёмы.

Слово «Гундыр» восходит к общепермяцкому gundir «чудище, дракон, медведь» – сравните удмуртское гондыр (медведь), которое, по мнению В. В. Напольских, является заимствованием из древнеосетинского * gundar «дракон»: осетинское käf-qwyndar «дракон» букв. (по В. И. Абаеву) «рыба, покрытая шерстью»; сравните также коми-зырянское Гундыр-чери «Гундыр-рыба» – маленькая прожорливая рыбка с большой головой, коротким туловищем и острым хвостом.

.

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ "ГУНДЫР". ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА Н. БЕЛИНОВИЧ. СОСТАВИТЕЛЬ Ф. ПЛЕСОВСКИЙ (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

Коми народная сказка на русском языке «Гундыр». Читает Е. А. Выборова

.

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА КОМИ ЯЗЫКЕ "ГУНДЫРЛИ". СОСТАВИТЕЛЬ Ф. ПЛЕСОВСКИЙ (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

Коми народная сказка на коми языке «Гундырли». Читает Е. А. Логинова

.

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ "ГУНДЫРЛИ" В ЛИТЕРАТУРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ НА РУССКОМ ПЕТРА СТОЛПОВСКОГО (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ "ИВАН КУРОПЕЕВИЧ И СЕСТРА ЕГО АНУШ" В ЛИТЕРАТУРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ НА РУССКОМ ПЕТРА СТОЛПОВСКОГО (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

.

Источники:

Коми мойдъяс / лöсьöдiс Ф. В. Плесовский. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1966. – 160 л. б. – Пер. загл.: Коми сказки.

Коми народные сказки / сост. Ф. В. Плесовский; [лит. обработка Н. Белинович]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975. – 141, [2] с.: ил.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт.

Солнцеликие братья: коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. – Сыктывкар: Анбур, 2007. – 329 с.

В поисках Зарани: [игра-бродилка по коми сказкам] // Радуга. – 2011. - № 24. – 24 дек. – С. 14

Гундырли: коми мойд [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000782753 (19.09.2018). На коми яз. – Пер. загл.: Змей

Столповский П. М. Иван Куропеевич и сестра его Ануш: сказка [Электронный ресурс] / Петр Столповский // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000782133 (19.09.2018).

Столповский П. М. Гундырли: сказка [Электронный ресурс] / Петр Столповский // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000782121 (19.09.2018).

.

Иллюстрация из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).