back1.pngКирьян-Варьян - коми эпический образ героя у нижневычегодских коми-зырян.

Сюжет о богатыре Кирьяне-Варьяне впервые записан в песенной и прозаической разновидностях в 1964 году в селе Ибы Усть-Вымского района от И. Быковой. По содержанию, характеру разработки и трактовке образов близок к эпосу о Пере-богатыре.

Основные элементы сюжета:

1. Вещие птицы сорока и ворон приносят Левонику-царю тревожную весть о нападении на государство вражеской «рати несметной».

2. Левоник-царь, убедившись в истинности слов вещих птиц, посылает верных слуг к Кирьяну-Варьяну, «Русской земли защитнику-батюшке», просить его о помощи, о спасении государства («не поможет ли он нам сохранить головы»).

3. Слуги Левоника-царя прибывают к богатырю, призывают его на помощь.

4. Кирьян-Варьян отправляется в путь на вещем вороном коне в платье кольчужном, с саблей булатной.

5. Побивает «войско несметное» («В один конец поскачет – целая улица павших, в другой конец поскачет – целая улица погибших»).

6. Левоник-царь устраивает пиршество в честь победителя, предлагает ему злато-серебро, богатырь отказывается от награды.

В энциклопедии «Мифология Коми» можно найти и другие подробности о мифологизированном образе Кирьяна-Варьяна.

Сюжет песни складывается из типичных формульных тем: призыв богатыря на войну, сборы богатыря на войну, бой с врагами, пир у царя. Необычность сюжета заключается в развязке: герой отказывается от царского вознаграждения за свой подвиг.

Песня о Кирьяне-Варьяне представляет собой переходный вид от жанра духовного стиха к собственно героической песне. Русской аналогией к этому сюжету является поздняя былина о Бутмане, зафиксированная только в усть-цилемской эпической традиции.

Сходство это подтверждается также неясностью происхождения имени богатыря и типичностью формульных тем, из которых составлен песенный сюжет. Имя "царя Русской земли" Левоник созвучно имени царя в русских богатырских сюжетах.

На сказочный колорит также указывает появление богатырского коня Сивки-бурки, который встречается в других коми-зырянских сюжетах героического характера. Сказочной поэтике соответствует зачин песни: вещие птицы приносят весть царю о нападении врагов на Русскую землю.

Основное текстовое пространство в песне занимает рассказ о том, как царь просит Кирьяна-Варьяна защитить Русскую землю, который в это время ничего не знает о наступающей беде и ведет привычный образ жизни.

Сборы Кирьяна-Варьяна на войну показаны как известное общее место «оседания богатырского коня».

Описание самого боя также представляет собой известный формульный мотив:

.

Сiя мунас дай войска вылö,

Öтарö гöнитлас - пурысь усьö,

Мöдарö гöнитлас - пурысь усьö,

Коймöдорö гöнитлас - пурысь усьö...

.

Он бросился на войско,

В один конец поскачет –

<целая> улица <погибших> падает,

В другой конец поскачет –

<целая> улица <погибших> падает,

В третий конец поскачет –

<целая> улица <погибших> падает...

.

В финальной части песни царь благодарит богатыря и обещает ему плату за его ратный труд. Отказ Кирьяна-Варьяна от вознаграждения является завершающей строкой песни, как бы исчерпывающей все предыдущее повествование.

Таким образом, перед нами типичный, выраженный в песенной форме сказочный сюжет новеллистического характера о подвиге богатыря.

Сам образ защитника Русской земли не содержит в себе каких-либо черт, которые характеризовали бы его как героя особого типа, если не считать такой чертой его гордость перед царем - отказ от вознаграждения.

.

Мифопоэтическую окраску имеет закодированное имя героя. Этимологически, как предполагал литературовед-исследователь А. К. Микушев, имя Кирьян-Варьян находится в ряду других известных дохристианских имен - Зук, Тунныръяк, Пам, Юрка, Йиркап.

Встречающиеся в нижневычегодском диалекте кирйыны, гирйыны (распускать петли, рвать нить), а также варйыны, варкöдны, варöдны (продавить, раздавить, проломить, придавить) позволяют предположить, что имя Кирьян-Варьян связано с понятием "в пух-прах разрушающий". Это отражается в его действиях, когда он побивает вражеское войско.

Прозвище со скрытой этимологией становится по ходу развертывания сюжетных ситуаций именем собственным, сутью характера персонажа.

Не последнюю роль в узнавании героя играет и его род занятий: он - охотник. Таким образом, повествование играет именно на то, чтобы слушатели "узнали" своего героя с новым именем. И весь традиционный арсенал художественных средств направлен на решение этой задачи.

.

Сюжетный состав сказания, художественный образ Кирьяна-Варьяна отражают исторический этап в жизни прапермян.

Сказания и песни о Кирьяне-Варьяне, а также близкие к ним сказания о Пере-богатыре указывают на эпоху XIV-XVI веков, время совместной борьбы финно-угорских народов Севера и Поволжья по укреплению восточных и северо-восточных рубежей Московской Руси, совместной борьбы против остатков татаро-монгольского ига, совместных походов на Обь-реку.

.

Источники:

Власов А. В. Кирьян-Варьян // Мифология Коми. - М.-Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 61-62, 195-196, 222.

Легенды и сказания народа коми : альбом репродукций / худ. В. Г. Игнатов; сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1985. - 48 л.

Атлас Республики Коми / науч. рук. д.и.н. Э. А. Савельева. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 551 с.

Дыхание паpмы : книга об искусстве и литеpатуpе наpода коми / Коми респ. ин-т усовершенств. учителей; [сост. В. А. Латышева]. - Сыктывкаp, 1991. – С. 21-22, 29.