back1.png

Кöрт-Айка (Железный Свекор) – верхневычегодский могучий колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.

Сюжет о Кöрт-Айке впервые опубликован бытописателем Е. Кичигиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Сюжетные компоненты:

- Кöрт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей: «Сделал себе одежду из железа, надел на голову железную шапку, а через Эжву протянул железную цепь, которую сковал сам… Изба у него была тоже железная, лук и стрелы железные, все у него было из железа».

Как Юрка и Яг-Морт, он занимается разбоем, грабежом: «Начал он грабить встречного и поперечного. Никому прохода не давал. Железная цепь перегородила всю Эжву с берега на берег – никому не проехать… Кто едет в лодке, тот и попадает в руки Железному Свекору. Иного он оберет, иного отпустит, а иного утопит, без всякой пощады».

О колдовстве Кöрт-Айки сказано следующее: «По одному его слову меркнут солнце и луна, день превращается в ночь, а ночь в день, река течет вверх, засуха сушит землю; или скажет слово – польет такой дождь, что все избы несет в Эжву. Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой»;

- Состязание двух богатырей-колдунов в силе, неуязвимости и могуществе. Кöрт-Айка некогда дружил с колдуном Памой из Княжпогоста. Кöрт-Айка пропускает друга, опускает свою железную цепь на дно Эжвы. Но завистливый Пама недоволен, видя, как Кöрт-Айка варит сусло, сливает его из железных корчаг в железные ушаты и пьет. Кöрт-Айка наказывает завистника, останавливает лодку Памы посередине реки: «Раз сусло стой, то и лодка стой!». Состязание двух колдунов кончается мирно: сусло вновь потекло, а Пам поплыл дальше своей дорогой по Эжве.

Некоторые особенности сюжетов о приключениях легендарного зырянского колдуна можно узнать в энциклопедии «Мифология Коми».

Как и в большинстве коми-зырянских преданий о единоборстве первого пермского епископа с могучими колдунами-тунами, имя Кöрт-Айки имеет топонимическую подоплеку, объясняющую происхождение названия с. Кöрткерöс «Железная возвышенность».

Железо было необходимым атрибутом Кöрт-Айки: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая Кöрт-Айке, как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело.

Основным занятием Кöрт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью.

Более того, Кöрт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т. е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Наряду со своими «железными способностями» Кöрт-Айка, как и другие могучие туны, обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь и наоборот. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку.

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Кöрт-Айки.

Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Кöрт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.

Кöрт-Айка бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Кöрт-Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.

Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности.

После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.

Первая запись и публикация предания о Кöрт-Айке относится к середине ХIХ в.

Сказания о Кöрт-Айке первоначально были распространены только среди жителей Корткероса. Локальность сказаний свидетельствует о древних исторических корнях произведений, об определенной принадлежности их к архаическим видам родо-племенного фольклора. В связи с этим примечательна их связь с преданиями о чуди, зафиксированными повсеместно на севере европейской части России.

Перекличка коми сказаний с преданиями о чуди свидетельствует о том, что сказания могут служить достоверным источником при изучении истории предков коми народа.

Коми в IX-XII веках жили родовым строем и были мало знакомы с железом и изделиями из него. Поэтому одетый в изделие из железа и вооруженный железными орудиями средневековый западноевропейский рыцарь и мог отразиться в сознании и памяти народа как «железный мужчина, свекор».

Известно, что нередко отдельные викинги оставались в крае и вели себя как феодалы ранних формаций: грабили народ, взимали с него дани.

Авторы книги «История Коми АССР» (1981 год), анализируя памятники Ванвиздинской археологической культуры, то есть культуры предков коми IV-IX веков, утверждают, что «прогресс в экономике в эту эпоху определялся успехами в развитии металлургии». Все основные орудия труда и оружие изготовлены из железа: ножи, наконечники стрел и копий, мечи и кинжалы. Железо добывалось из болотной руды открытым способом или при помощи небольших шурфов.

Уже в III-I тыс. до н. э. предкам коми были известны такие названия металлов, как кöрт (железо), ыргон (медь), озысь (олово), зарни (золото), эзысь (серебро). Так что персонажей типа Кöрт-Айки и Яг-Морта нет достаточных оснований возводить только к IX-XII векам, к западно-европейским рыцарям или скандинавским викингам.

.

Образ Кöрт-Айки, несомненно, привлекал коми писателей и художников.

Зырянское предание «Кöрт-Айка», написанное М. Н. Лебедевым в 1910 году, представляет собой литературно обработанную версию предания о верхневычегодском туне.

Московский художник В. Г. Игнатов, выходец из Коми, создал серию гуашей о Пере-богатыре, Йиркапе и Кöрт-Айке. А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный станковой графикой, создал цикл иллюстраций коми-зырянских образов, в том числе Кöрт-Айки.

С 2014 года в с. Корткерос проводится фестиваль кузнечного искусства «Кöрт Айка» (Железный человек).


Короткометражный фильм "Кöрт Айка" ("Железный Свёкр"). Агенство для проведения праздников "Реализаторы Легенд". Режиссер Игорь Кирушев. 

.

Источники:

Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – 551 с.

Жаков К. Ф. Под шум северного ветра рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. д-ра филол. наук А. И. Туркина]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с. : ил

Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций / сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 48 л.

Лебедев М. Н. Бöрйöм гижöдъяс / М. Н. Лебедев; ред. И. Подоров; серпасалic М. Безносов. – Сыктывкар: Коми госиздат, 1940. – 318, [1] л. б. – На коми яз. – Избранные произведения.

Из содерж.: Кöрт-Айка. 202-210 лист бокъяс.

Лебедев М. Н. Кöрт-Айка - Железный свекор: зырян. предание / М. Н. Лебедев. – Усть-Сысольск: Изд. А. А. Цембера, 1910 (Тип.-скоропечатня З. Д. Следникова и К ). – 16 с. ; 21 см.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт.

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира.

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).