back1.png

Омöль – нижний, темный демиург. После христианизации – черт, дьявол, сатана.

В коми-зырянской мифологии Омöль совместно с Еном, который признавался его братом или товарищем, участвовал в сотворении мира.

Мнение о его доле участия противоречиво. Согласно некоторым мифам, Омöль лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых.

Птица Омöль (ворон) мешала голубю, птице Ена, доставать землю.

Но гораздо чаще Омöль предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру.

Вместе с Еном Омöль достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Или же именно Омöль в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля.

Омöль сотворил значительно больше животных, чем Ен.

Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

В отдельных случаях Омöль предстаёт более искусным творцом, чем Ен.

Так, выступая в роли культурного героя, Ен сделал первую скрипку (сигудöк), но она зазвучала только благодаря помощи Омöля. Или же Ен изобрёл кузнечество, но научился сваривать железо только после того, как последовал совету Омöля.

После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой Омöль потерпел поражение, он удалился жить под землю.

По одной версии, Ен хитростью заманил Омöля и всех его духов-помошников в сделанные им глиняные горшки и закопал их в землю. При этом один горшок разбился, и часть духов разбежалась по земле.

По другой версии, Омöль, получив от Ена в награду за оказанную ему помощь в изобретении кузнечества власть над душами умерших людей, удалился под землю сам и стал там владыкой ада.

.

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ «ПОРТНОЙ И ОМЭЛИ» (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

.

Мультфильм «Утка чӧж» на коми языке. Мультфильм по мифологии народа коми о сотворении мира создан по заказу региональных министерства национальной политики и министерства культуры, туризма и архивного дела в рамках проекта «Мультфильмы на материале коми культуры». Мультфильм подготовлен творческими группами «Новая идея» под руководством Дмитрия Кошелева и креативным агентством «Пеликан». Художником-аниматором стал Владимир Панев, а озвучивала мультфильм артистка республиканского драмтеатра Светлана Малькова.

.

Мультфильм «Утка чӧж» на русском языке.

.

Источники:

Омöль // Мифология Коми. - М.- Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 266.

Му пуксьöм : коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, вуджöдiс П. Ф. Лимерова; серпасалic А. В. Мошев. - Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2005. - 622, [2] л. б. : серпас ; 23 см.

Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян : ритуал и символ : учебное пособие по спецкурсу / В. А. Семенов; Сыкт. гос. ун-т. - Сыктывкар : Сыктывкарский университет, 1991. - 79, [2] с.

Атлас Республики Коми / науч. рук. д.и.н. Э. А. Савельева. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 551 с.

Войдöр : мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. - Сыктывкар : Кола, 2012. – 16 с.

Портной и Омэли [Звукозапись] : [коми народная сказка] / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми ; [читает Ия Табаленкова]. - [Сыктывкар : б. и.], 2016. - (5 мин 06 с). 

Жаков Каллистрат Фалалеевич. Мифы Зырянского Севера / К. Жаков; [сост., предисл., заключ. П. Ф. Лимеров; худож. Ю. Н. Лисовский]. - Сыктывкар : Редакция журнала "АРТ", 2016 ( Коми респ. тип. ). - 302, [1] с., [10] л. цв. ил.

Коми народные сказки / сост. Ф. В. Плесовский; [литературная обработка Н. Белинович]. - Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1975. - 141, [2] с. : ил.

Дыхание паpмы : книга об искусстве и литеpатуpе наpода коми / Коми респ. ин-т усовершенств. учителей; [сост. В. А. Латышева]. - Сыктывкаp, 1991. – С. 21-22, 29.

Грен, А. Зырянская мифология // Коми му : двухнедельный политико-экономический журнал. - 1925. - № 1 (11). - С. 23-33.