back1.png

Ошлапей (Медвежьелапый) – колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском.

Согласно преданию, Ошлапей жил на нижней Вычегде, недалеко от села Туглим, имел антропозооморфный вид: у него были заячья губа и медвежьи лапы вместо рук.

До принятия жителями Туглима христианства он жил в уединенном логове, занимался охотой и не обижал своих соседей.

Но когда те крестились, Ошлапей стал злейшим врагом неофитов, стал похищать их скот, без причины нападать и убивать людей. Отчаявшиеся туглимцы обратились к Стефану Пермскому с просьбой защитить их от кровожадного туна.

Когда Стефан на лодке с гребцами-помощниками приблизился к логову Ошлапея, тот продемонстрировал типичные для коми-зырянского фольклора колдовские способности могучего туна: власть над водной стихией и дар оборотничества.

Вначале он, стремясь опрокинуть лодку, вздыбил поверхность Вычегды огромными валами, а, потерпев неудачу попытался сделать это сам, превратившись в огромную щуку. Когда лодка тем не менее причалила у логова Ошлапея, он превратился в огромного медведя и напал на Стефана и его спутников, продемонстрировав при этом свою неуязвимость.

Убили Ошлапея с большим трудом. Вначале ранили выстрелом из лука особым образом: нагнувшись и стреляя назад между ног, после чего он принял свой обычный облик, а затем добили, но только после того, как по совету Стефана у колдуна был разрезан нательный пояс.

На месте могилы Ошлапея впоследствии возникло село Ошлапье.

В легенде отразились реминисценции действительных событий - борьбы Стефана Пермского во время крещения коми-зырян с языческими жрецами, которые со временем приобрели в народном сознании облик могучих колдунов-тунов, противопоставивших себя новокрещенным сородичам.

Сюжет о том, что Ошлапей был злостным похитителем скота, сближает его с образом Юрки и является, возможно, еще более глубокой реминисценцией некогда происходивших конфликтов между пришлым древнекоми населением, обладающим навыками скотоводства и аборигенными, сугубо промысловыми ванвиздинцами (ванвиздинская археологическая культура IV - X вв. н.э.). Поскольку по своей сути легенда является топонимической, можно предположить достаточно позднее ее возникновение.

.

Источники:

Войдöр : мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. - Сыктывкар : Кола, 2012. – С. 142-145.

Му пуксьöм : коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, вуджöдiс П. Ф. Лимерова; серпасалic А. В. Мошев. - Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2005. - 622, [2] л. б. : серпас ; 23 см.

Легенды и сказания народа коми : альбом репродукций / худ. В. Г. Игнатов; сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1985. - 48 л.

Ошлапей // Мифология Коми. - М.-Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 272, 404.

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев Аркадий Васильевич. А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология : [альбом] / А. В. Мошев ; лöсьöдiс и водзкывсö гижiс О. К. Панкрушева ; вуджöдic Н. А. Попова. - Сыктывкар : Анбур, 2008. - 1 папка (43 отдельных л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми" (автор-составитель П. Ф. Лимеров. Коми книжное издательство, 2005).