back1.png

Пывсянса – дух-хозяин бани.

Представления о Пывсянса у коми-зырян и коми-пермяков в основном совпадали с аналогичными у восточных славян.

Пывсянса считался наиболее грозным из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С происками Пывсянса связывали угар или даже смерть после помывки в плохо проветренной 

«черной» бане.

Отношения с Пывсянса были строго регламентированы. Впрочем, регламент этот был достаточно прост: входя в баню следовало попросить у Пывсянса разрешения помыться: после «третьего пара» (в некоторых местах – после второго) мыться в бане было нельзя.

Нарушивших первое правило Пывсянса просто изгонял из бани, не давая им мыться. За нарушение второго могла последовать смерть.

Перед помывкой, чтобы умилостивить Пывсянса, ему ставили угощение – воду и печеный лук.

Опасным для жизни считалось и посещение бани в ночное время. Схваченного Пывсянса несвоевременного посетителя мог спасти вовремя подоспевший на помощь дух-хозяин овина (рыныш айка), который считался враждебным по отношению к Пывсянса.

Тем не менее особых оснований для зачисления Пывсянса в разряд исключительно злых антагонистических людям духов нет: он был жесток только в отношении нарушителей норм общения между людьми и духами.

Исключение представляли малолетние дети, которых до появления зубов, то есть до того, как они из переходного младенческого возраста переходили в разряд «людей», нельзя было одних оставлять в бане. Безнадзорных младенцев Пывсянса похищал, оставляя вместо них подмену – вежöм.

В определенной ситуации из общения с Пывсянса можно было даже извлечь пользу. Так, у коми-зырян существовало поверье: чтобы хорошо научиться играть на гармонике, вечером на Святки, во время наиболее плотного контакта мира людей с миром духов, следовало прийти в баню, захватив с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармонику. Там, разостлав на полу шкуру, смельчаку следовало сесть на нее, очертить ножом вокруг себя замкнутый круг, воткнуть в свою одежду иголку без ушка (шкура, нож, замкнутый круг, иголка без ушка – традиционные обереги от нечистой силы) и вызвать Пывсянса.

Появившийся Пывсянса сначала ломал гармонику, потом собирал её заново и начинал играть всевозможные мелодии. Этот ночной «концерт» продолжался до пения петухов, после чего Пывсянса падал оземь и исчезал, а смельчак усваивал все услышанные мелодии. Аналогичные представления о том, что банник может научить игре на гармонике существовали и у русских.

.

У коми-пермян и в большинстве этнографических групп коми-зырян Пывсянса чаще представляли в мужском облике: маленьким старичком в красной шапочке.

Пывсян гор «банный очаг» повсеместно считался излюбленным местом пребывания Пывсянса.

У нижневычегодских коми-зырян наряду с представлениями о духе-хозяине бани существовали представления и о хозяйке. Причем, даже в тех местах, где общепринятым названием Пывсянса было пывсян айка, то есть дух мужского пола, при обращении к нему пользовались словом «матушка». Этого духа представляли в виде пожилой женщины небольшого роста в красной шапочке.

У ижемских коми-зырян Пывсянса представляли исключительно в женском облике. Появлялась гуранька в виде женщины в сарафане, при ней мог быть и ребенок, в пищу которому она обещала припозднившегося посетителя. Если ей что-либо не нравилось, она могла сжечь баню и перейти в баню другого хозяина.

.

Существует много и других наименований духа бани: пывсянса - «банный», пывсян айка – «банный хозяин», пывсян олысь – «банный жилец», гуранька – «очага женщина», пывсян горань – «банного очага женщина», вежа гурань – «священного очага женщина», пылсян гажтöм – «банная жуть», пывсян чуд, баня чуд – «банный чуд», байник – «банник».

.

Источники:

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер. – М.: АН СССР, 1958. – 393 с., 9 л. ил. Взять книгу в библиотеке

Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Габова Е. В. Дети древней земли: повесть / Е. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. – Сыктывкар: Кола, 2011. – 160 с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ: учеб. пособие по спецкурсу / В. А. Семенов. – Сыктывкар: СГУ, 1991. – 79, [2] с. Взять книгу в библиотеке

 .

Иллюстрация из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).