back1.png

Пывсянса – дух-хозяин бани.

Представления о Пывсянса у коми-зырян и коми-пермяков в основном совпадали с аналогичными у восточных славян.

Пывсянса считался наиболее грозным из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С происками Пывсянса связывали угар или даже смерть после помывки в плохо проветренной "черной" бане.

Отношения с Пывсянса были строго регламентированы. Впрочем, регламент этот был достаточно прост: входя в баню следовало попросить у Пывсянса разрешения помыться: после "третьего пара" (в некоторых местах - после второго) мыться в бане было нельзя.

Нарушивших первое правило Пывсянса просто изгонял из бани, не давая им мыться. За нарушение второго могла последовать смерть.

Перед помывкой, чтобы умилостивить Пывсянса, ему ставили угощение - воду и печеный лук.

Опасным для жизни считалось и посещение бани в ночное время. Схваченного Пывсянса несвоевременного посетителя мог спасти вовремя подоспевший на помощь дух-хозяин овина (рыныш айка), который считался враждебным по отношению к Пывсянса.

Тем не менее особых оснований для зачисления Пывсянса в разряд исключительно злых антагонистических людям духов нет: он был жесток только в отношении нарушителей норм общения между людьми и духами.

Исключение представляли малолетние дети, которых до появления зубов, то есть до того, как они из переходного младенческого возраста переходили в разряд "людей", нельзя было одних оставлять в бане. Безнадзорных младенцев Пывсянса похищал, оставляя вместо них подмену - вежöм.

В определенной ситуации из общения с Пывсянса можно было даже извлечь пользу. Так, у коми-зырян существовало поверье: чтобы хорошо научиться играть на гармонике, вечером на Святки, во время наиболее плотного контакта мира людей с миром духов, следовало прийти в баню, захватив с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармонику. Там, разостлав на полу шкуру, смельчаку следовало сесть на нее, очертить ножом вокруг себя замкнутый круг, воткнуть в свою одежду иголку без ушка (шкура, нож, замкнутый круг, иголка без ушка - традиционные обереги от нечистой силы) и вызвать Пывсянса.

Появившийся Пывсянса сначала ломал гармонику, потом собирал её заново и начинал играть всевозможные мелодии. Этот ночной "концерт" продолжался до пения петухов, после чего Пывсянса падал оземь и исчезал, а смельчак усваивал все услышанные мелодии. Аналогичные представления о том, что банник может научить игре на гармонике существовали и у русских.

.

У коми-пермян и в большинстве этнографических групп коми-зырян Пывсянса чаще представляли в мужском облике: маленьким старичком в красной шапочке.

Пывсян гор "банный очаг" повсеместно считался излюбленным местом пребывания Пывсянса.

У нижневычегодских коми-зырян наряду с представлениями о духе-хозяине бани существовали представления и о хозяйке. Причем, даже в тех местах, где общепринятым названием Пывсянса было пывсян айка, то есть дух мужского пола, при обращении к нему пользовались словом "матушка". Этого духа представляли в виде пожилой женщины небольшого роста в красной шапочке.

У ижемских коми-зырян Пывсянса представляли исключительно в женском облике. Появлялась гуранька в виде женщины в сарафане, при ней мог быть и ребенок, в пищу которому она обещала припозднившегося посетителя. Если ей что-либо не нравилось, она могла сжечь баню и перейти в баню другого хозяина.

.

Существует много и других наименований духа бани: пывсянса - «банный», пывсян айка – «банный хозяин», пывсян олысь – «банный жилец», гуранька – «очага женщина», пывсян горань – «банного очага женщина», вежа гурань – «священного очага женщина», пылсян гажтöм – «банная жуть», пывсян чуд, баня чуд – «банный чуд», байник – «банник».

.

Источники:

Пывсянса // Мифология Коми. - М.-Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 322-323.

Му пуксьöм : коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, вуджöдiс П. Ф. Лимерова; серпасалic А. В. Мошев. - Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2005. - 622, [2] л. б. : серпас ; 23 см.

Габова Елена. Дети древней земли : повесть / Е. В. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. - Сыктывкар : Кола, 2011. - 157 с.

Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян : ритуал и символ : учебное пособие по спецкурсу / В. А. Семенов; Сыкт. гос. ун-т. - Сыктывкар : Сыктывкарский университет, 1991. - 79, [2] с.

Войдöр : мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. - Сыктывкар : Кола, 2012. – 160 с.

Белицер Вера Николаевна. Очерки по этнографии народов коми : XIX - начало XX в. / Белицер Вера Николаевна. - М. : АН СССР, 1958. - 393 с., 9 л. ил.

.

Иллюстрация из альбома:

.

Мошев Аркадий Васильевич. А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология : [альбом] / А. В. Мошев ; лöсьöдiс и водзкывсö гижiс О. К. Панкрушева ; вуджöдic Н. А. Попова. - Сыктывкар : Анбур, 2008. - 1 папка (43 отдельных л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми" (автор-составитель П. Ф. Лимеров. Коми книжное издательство, 2005).