back1.pngШыпича – коми-зырянский фольклорный герой, могучий колдун

Он жил у устья реки Сысола, там, где позже возник город Усть-Сысольск, ныне город Сыктывкар.

Много сохранилось преданий об этом мифологическом герое народа коми.

Вот главные элементы сюжета:

а) бывший разбойничий атаман и колдун Шыпича три года вдовствует, охраняет зарытые в глухом месте сокровища, награбленные его сообщниками;

б) нарушает обет вдовства, отправляется к соседке Еме, которая служит богу – Ену и черту – Омолю; занимается с нею любовными утехами три дня и три ночи;

в) Шыпича, обессиленный любовными чарами, лишается колдовских способностей, хочет принести очистительную жертву богам, чтобы вернулись к нему прежние силы. Но в это время на него нападают разбойники. Произнесенное над водой первое заклятие вызвало наводнение, затопившее врагов по колено; от второго заклятия вода затопила их по грудь, от третьего – по шею.

Вражескому предводителю и его двум сообщникам удается все-таки добраться до Шыпичи. Враги наносят по нему удары топором. и с каждым ударом вода все более спадает, стекает назад в Сысолу.

Враги разрубают Шыпичу на куски, а убить никак не могут, пока тот сам, устав от жизни и борьбы, не откроет им собственного секрета: разрезать на части волшебный пояс.

Более подробно о приключениях легендарного зырянского колдуна можно узнать в энциклопедии «Мифология Коми»:

По одной версии, он всю жизнь провёл в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей.

По другой версии, Шыпича был по происхождению русским, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, он вместе с награбленным богатством укрылся в Коми крае и защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей.

Подобно другим могучим колдунам, Шыпича мог повелевать стихиями.

Ему был послушен ветер.

Он умел путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва реки.

Дома у Шыпичи постоянно находился чан или кадка, доверху наполненные водой. При нападении врагов он с головой погружался в воду и скрывался от них. Или же, узнав о приближении к его дому лодки с разбойниками, Шыпича залезал в чан и, насколько он погружался в воду, настолько уходила под воду лодка его врагов.

По воле Шыпичи могли даже менять течение реки.

Подчинялись ему и лесные духи, которые загоняли в его ловушки любую добычу.

В легендах о Шыпиче основой сюжета является описание его гибели в самых различных интерпретациях.

  1. На дом Шыпичи нападают русские разбойники. Он бросается к кадке с водой, но она оказывается пустой, поскольку вероломные слуги, завидовавшие могуществу колдуна, намеренно не наполнили её. Враги хватают Шыпичу и долго его истязают, но он остаётся живым до тех пор, пока, устав от мучений, не даёт им совета разрезать ему пояс.

  2. Шыпича после посещения любовницы возвращается домой. Его духи-помощники приносят весть о том, что утром будет нападение новгородцев, которые на лодке приближаются к дому колдуна. Шыпича велит слугам наполнить чан водой, чтобы утром, погрузившись в него, восстановить свои силы, утраченные в любовных ласках, и затопить вражескую лодку, но, проснувшись, обнаруживает чан пустым. Новгородцы хватают Шыпичу и два дня пытаются убить на глазах его дочерей. Наконец, они, сжалившись над муками отца, дают совет разрезать ему пояс.

  3. Бывшие друзья-разбойники нападают на дом Шыпичи. Он бросается к чану, но дочери наполнили его водой только наполовину, и Шыпича не может скрыться. Тогда он бежит к реке Сысоле, чтобы укрыться в ней, но спотыкается о веник, падает, и его убивают.

  4. После трёхдневного пребывания у любовницы Шыпича налил в чашку воды, чтобы принести очистительную жертву для восстановления прежних сил, но в это время на него напали новгородцы. После произнесённых могучим колдуном заклинаний из чашки хлынула вода и затопила его врагов, вначале по колено, потом по грудь и, наконец, по шею, но на большее сил у него не хватило. Новгородцы долго рубили Шыпичу саблями, но сумели убить только после того, как по его совету разрезали ему пояс.

  5. Шыпича жил долго, а перед смертью велел слугам вырыть яму, вошёл в неё вместе со своим семейством и подрубил столб, удерживавший сооружённую над ямой кровлю.

Согласно легендам, над могилой Шыпичи на берегу реки Сысола впоследствии был сооружён Троицкий собор. Некогда река, постоянно подмывающая этот берег, заставит собор рухнуть. Тогда Шыпича встанет из гроба, а для всего коми-зырянского народа наступит счастливая жизнь.

Образ Шыпичи, несомненно, привлекал коми писателей.

.

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. АТАМАН ШЫПИЧА (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ).

Каллистрат Жаков. Атаман Шыпича. Читает Е. А. Выборова

Один из основоположников коми литературы Михаил Лебедев в зырянском предании «Атаман Суханов» также обращается к сказаниям о Шыпиче. В образе богатого усть-сысольского купца Ивана Суханова, жившего в первой половине 18 века, показаны черты фольклорного образа Шыпичи.

В 1930-х годах на сцене только что созданного тогда Коми республиканского драматическго театра был поставлен спектакль по стихотворной драме Н. Фролова "В глухой тайге", написанной на основе сказаний о Шыпиче.

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Шыпиче сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев и Василий Георгиевич Игнатов.


Источники:

Конаков Н. Д. Шыпича // Мифология Коми. - М.-Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 389.

Му пуксьöм : коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, вуджöдiс П. Ф. Лимерова; серпасалic А. В. Мошев. - Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2005. - 622, [2] л. б. : серпас ; 23 см.

Коми легенды и предания : вступит. ст., сост., прим. и перевод Ю. Г. Рочева / сост., авт. предисл., авт. примеч. Ю. Г. Рочев. - Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1984. – 176 с.

Атлас Республики Коми / науч. рук. д.и.н. Э. А. Савельева. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 551 с.

Жаков Каллистрат Фалалеевич. Под шум северного ветра : рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. [с. 5-45] и коммент. д-ра филол. наук А. И. Туркина]. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1990. - 460, [1] с. : ил

Жаков, К. Ф. Атаман Шыпича : [предание] / Каллистрат Жаков. – [Б. м., б. и.]. – 5 с.

Лебедев Михаил Николаевич. Кoрт-Айка - Железный свекор : зырянское предание / М. Н. Лебедев. - Усть-Сысольск : Издание А.А. Цембера, 1910 ( Тип.-скоропечатня З.Д. Следникова и К ). - 16 с. ; 21 см.

Легенды и сказания народа коми : [альбом репродукций : 48 графических работ В. Г. Игнатова / сост. М.П. Свириденков ; текст А. Микушев ; ред. В. А. Попов, худож. ред. В. Б. Осипов]. - Сыктывкар : Коми книжное изд-во, 1985. - 22 с., 48 л. граф. работ с. : ил.

Войдöр : мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. - Сыктывкар : Кола, 2012. – С. 142-145.

Белицер Вера Николаевна. Очерки по этнографии народов коми : XIX - начало XX в. / Белицер Вера Николаевна. - М. : АН СССР, 1958. - 393 с., 9 л. ил.

Сидоров Алексей Семенович. Знахарство,колдовство и порча у народа коми : Материалы по психологии колдовства / Сидоров Алексей Семенович. - СПб. : Алетейя, 1997. - 269,[13]с.

Дыхание паpмы : книга об искусстве и литеpатуpе наpода коми / Коми респ. ин-т усовершенств. учителей; [сост. В. А. Латышева]. - Сыктывкаp, 1991. – С. 21-22, 29.

Митюшева, Н. Опера "Шыпича": будет ли четвертая попытка? // Арт. - 2018. - № 2. - С.64-71.

Коми му. - 1927. - № 1-2.

.

Иллюстрации из альбомов:

Мошев Аркадий Васильевич. А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология : [альбом] / А. В. Мошев ; лöсьöдiс и водзкывсö гижiс О. К. Панкрушева ; вуджöдic Н. А. Попова. - Сыктывкар : Анбур, 2008. - 1 папка (43 отдельных л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми" (автор-составитель П. Ф. Лимеров. Коми книжное издательство, 2005).