back1.pngШыпича – коми-зырянский фольклорный герой, могучий колдун.

Он жил у устья реки Сысола, там, где позже возник город Усть-Сысольск, ныне город Сыктывкар.

Много сохранилось преданий об этом мифологическом герое народа коми.

Вот главные элементы сюжета:

- бывший разбойничий атаман и колдун Шыпича три года вдовствует, охраняет зарытые в глухом месте сокровища, награбленные его сообщниками;

- нарушает обет вдовства, отправляется к соседке Еме, которая служит богу – Ену и черту – Омолю; занимается с нею любовными утехами три дня и три ночи;

- Шыпича, обессиленный любовными чарами, лишается колдовских способностей, хочет принести очистительную жертву богам, чтобы вернулись к нему прежние силы. Но в это время на него нападают разбойники. Произнесенное над водой первое заклятие вызвало наводнение, затопившее врагов по колено; от второго заклятия вода затопила их по грудь, от третьего – по шею.

Вражескому предводителю и его двум сообщникам удается все-таки добраться до Шыпичи. Враги наносят по нему удары топором. и с каждым ударом вода все более спадает, стекает назад в Сысолу.

Враги разрубают Шыпичу на куски, а убить никак не могут, пока тот сам, устав от жизни и борьбы, не откроет им собственного секрета: разрезать на части волшебный пояс.

Более подробно о приключениях легендарного зырянского колдуна можно узнать в энциклопедии «Мифология Коми»:

По одной версии, он всю жизнь провёл в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей.

По другой версии, Шыпича был по происхождению русским, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, он вместе с награбленным богатством укрылся в Коми крае и защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей.

Подобно другим могучим колдунам, Шыпича мог повелевать стихиями.

Ему был послушен ветер.

Он умел путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва реки.

Дома у Шыпичи постоянно находился чан или кадка, доверху наполненные водой. При нападении врагов он с головой погружался в воду и скрывался от них. Или же, узнав о приближении к его дому лодки с разбойниками, Шыпича залезал в чан и, насколько он погружался в воду, настолько уходила под воду лодка его врагов.

По воле Шыпичи могли даже менять течение реки.

Подчинялись ему и лесные духи, которые загоняли в его ловушки любую добычу.

В легендах о Шыпиче основой сюжета является описание его гибели в самых различных интерпретациях.

- На дом Шыпичи нападают русские разбойники. Он бросается к кадке с водой, но она оказывается пустой, поскольку вероломные слуги, завидовавшие могуществу колдуна, намеренно не наполнили её. Враги хватают Шыпичу и долго его истязают, но он остаётся живым до тех пор, пока, устав от мучений, не даёт им совета разрезать ему пояс.

- Шыпича после посещения любовницы возвращается домой. Его духи-помощники приносят весть о том, что утром будет нападение новгородцев, которые на лодке приближаются к дому колдуна. Шыпича велит слугам наполнить чан водой, чтобы утром, погрузившись в него, восстановить свои силы, утраченные в любовных ласках, и затопить вражескую лодку, но, проснувшись, обнаруживает чан пустым. Новгородцы хватают Шыпичу и два дня пытаются убить на глазах его дочерей. Наконец, они, сжалившись над муками отца, дают совет разрезать ему пояс.

- Бывшие друзья-разбойники нападают на дом Шыпичи. Он бросается к чану, но дочери наполнили его водой только наполовину, и Шыпича не может скрыться. Тогда он бежит к реке Сысоле, чтобы укрыться в ней, но спотыкается о веник, падает, и его убивают.

- После трёхдневного пребывания у любовницы Шыпича налил в чашку воды, чтобы принести очистительную жертву для восстановления прежних сил, но в это время на него напали новгородцы. После произнесённых могучим колдуном заклинаний из чашки хлынула вода и затопила его врагов, вначале по колено, потом по грудь и, наконец, по шею, но на большее сил у него не хватило. Новгородцы долго рубили Шыпичу саблями, но сумели убить только после того, как по его совету разрезали ему пояс.

- Шыпича жил долго, а перед смертью велел слугам вырыть яму, вошёл в неё вместе со своим семейством и подрубил столб, удерживавший сооружённую над ямой кровлю.

Согласно легендам, над могилой Шыпичи на берегу реки Сысола впоследствии был сооружён Троицкий собор. Некогда река, постоянно подмывающая этот берег, заставит собор рухнуть. Тогда Шыпича встанет из гроба, а для всего коми-зырянского народа наступит счастливая жизнь.

Образ Шыпичи, несомненно, привлекал коми писателей.

Один из основоположников коми литературы Михаил Лебедев в зырянском предании «Атаман Суханов» также обращается к сказаниям о Шыпиче. В образе богатого усть-сысольского купца Ивана Суханова, жившего в первой половине 18 века, показаны черты фольклорного образа Шыпичи.

В 1930-х годах на сцене только что созданного тогда Коми республиканского драматическго театра был поставлен спектакль по стихотворной драме Н. Фролова «В глухой тайге», написанной на основе сказаний о Шыпиче.

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Шыпиче сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев и Василий Георгиевич Игнатов.

.

Из статьи Павла Федоровича Лимерова "Шыпича-Суханов: легендарное начало усть-сысольской истории". Журнал "Арт", № 2, 2018 год 

Началом города Сыктывкара принято считать 5 февраля 1780 года, когда Указом императрицы Екатерины II село Усть-Сысола (Сыктывдинпом) было преобразовано в город Усть-Сысольск. Однако «погост на усть Сысоле реке» имеет более длительную историю и упоминается уже в писцовой книге 1586 года, а до него, видимо, были и другие поселения, – о них свидетельствуют археологические находки. Кто был первым жителем устья Сысолы – доподлинно неизвестно, письменных данных об этих людях или об одном конкретном человеке – нет. Как правило, сведения о первом жителе села или деревни сохраняются в местных преданиях – так называемых преданиях о первопоселенцах, а также увековечиваются в названиях поселений, – читатель и сам может назвать не один подобный пример.

Что касается Сыктывкара или Усть-Сысольска, то традиция называла первопоселенцем устья Сысолы реки некоего колдуна по имени Шыпича, будто бы поселившемся первым на месте с. Слобода – нынешняя Эжва. В литературе есть упоминания о многочисленных вариантах сюжетов о Шыпиче, но, к сожалению, в своё время они целенаправленно не записывались, а с тех пор, как на месте с. Слобода появился посёлок Эжва, этого сделать уже невозможно.

Сохранились два варианта сюжета о Шыпиче: первый вариант был записан в 1926 году С. Поповым в с. Слобода и опубликован в книге «Фольклор народа коми» в 1938 году, а второй стал известен после публикации статьи В. П. Налимова «Зырянская легенда о паме Шипиче» в 1903 году в журнале «Этнографическое обозрение». Предание с этим же сюжетом в литературной обработке К. Ф. Жакова было опубликовано в книге «Под шум северного ветра» в Санкт-Петербурге в 1913 году. Оба варианта совершенно не схожи ни по сюжету, ни по набору персонажей. В первом варианте предания Шыпича – это типичный для коми фольклора герой-колдун, странствующий под водой, состязающийся в могуществе с другим колдуном и побеждающий его, а характерный «чудской» уход под землю в конце долгой жизни говорит о том, что Шыпича и есть первый житель устья Сысолы, т. е. нынешнего Сыктывкара.

Что касается второго варианта предания, то здесь Шыпича персонаж страдательный, он могущественный тун, но он не победитель, это его побеждают враги. Предания со схожими сюжетами в коми фольклоре есть, к примеру, известное предание о Ягморте или Юрке, но разница в том, что в этих преданиях тун всегда выступает как отрицательный персонаж и от него избавляются сами люди. Шыпича же, хотя и указывается, что он «разбойник», герой, скорее, положительный: у него большой дом, сыновья и дочери с дохристианскими именами, обладающие даром предвидения.

Нет никаких сомнений в том, что эта красивая легенда в XIX – начале XX вв. имела хождение в пределах Усть-Сысольска или Выльгорта, откуда родом были оба исследователя. Но вот что интересно: сюжет этого предания и имя главного героя в те же годы устойчиво связывались с родом усть-сысольских купцов Сухановых. В 1904 году в журнале «Досуг и дело» вышла новелла М. Н. Лебедева «Атаман Суханов» − по мотивам этого же сюжета. Знали ли об этом Налимов и Жаков? Наверняка знали, но увлечённые реконструкциями зырянской мифологии, отмахнулись как о несущественной, позднейшей связи. Но в начале 1920-х гг. этот сюжет именно в связи с фамилией Сухановых снова привлёк внимание исследователей. В журнале «Коми му – Зырянский край» в 1924 году вышла статья Н. Богословского «К материалам по истории общественной и торгово-промышленной жизни в Коми области», где автор довольно подробно рассматривает документ под названием «Челобитная г. Яренска нижайшего купеческого человека Елисея Ивановича Суханова» на имя императрицы Анны Иоановны. В «Челобиной...» говорится о том, что 10 мая 1739 года сверху Вычегды реки приплывшие «воровские люди» напали в Устьсысольском селении на дом Ивана Афанасьевича Суханова. Осаждённые заперлись в доме и стали отстреливаться от нападавших. Не сумев взять силой дом Сухановых, нападавшие подожгли его. В пожаре сгорело всё имущество Ивана Суханова и документы на владение имуществом, в том числе на винокуренные заводы у р. Човью. При нападении погибли хозяин двора, Иван Суханов, случайно находившиеся в доме служащие таможни, «бурмистр кружечного двора» Исак Чукамин, которых воры кололи ножами и копьями, заживо сгорели в доме дочери Петра Суханова, брата Ивана, – Любовь и Александра. После этого разбойники разграбили и сожгли винокуренную пивоварню Сухановых в их деревне у речки Човью.

В духе социальных идей, автор статьи уверяет читателя, что погромщиками были никакие не разбойники, а восставшие, угнетённые Сухановым коми крестьяне. Но увлёкшись обличениями Суханова, он пропустил такой важный для этой истории документ, как комментарии писца к «Челобитной». Об этом напомнил читателям в том же журнале двумя годами позже краевед А.Н. Александров, опубликовавший комментарии.

«...Кои Суханов Иван и Петр Афанасьевы сыновья. А по бойкости своей Иван и назван был от людей Шипицей которое произвище имел до смерти своей: также и смертное убийство получил от своего упрямства от своих же прежних приятелей скоими разбойниками сам прежде разбойничал у коих даже и атаманом главным был. Когда пославши отец его в Сибирь (Сибирью называют обыкновенно восточные русские губернии) для наживы хорошей, а не к разбойнической побойкости своей он поступил в разбои где его и заделали атаманом где ему было нажиточно. А по нажитке и захотелось ему отдалится от оной шайки то он по разделу от них и вошёл к начальству с об'явлением на товарищей своих кои все были пойманы и засажены вострог от коль они и писали ему в Устьсысольск и просили от него пятьсот рублей денег но не получивши от него на оное никакого ответа пишут они также и второе письмо к нему но он также опять и то письмо пропустил втуне и пишут они ему и третье письмо даже с угрозами что есть ли денег не вышлет нам то добра не дожидайся даже и жив на свете не будешь но он опять же и на то письмо им ничего не ответил. А хотел хитростью своею избежать от них в коих однако сомненье имел, к чему даже приискал себе главного колдуна скоим и приколдовали все свое имущество и человечество совсем и строением и службами чтобы человек невидим был и никакая пуля и орудие его повредить не могло...".

Продолжение по ссылке: http://www.artlad.ru/upload/files/3cbdf210ab0c0fefbbbf56ea31582c75.pdf

.

Почитать книгу о Шыпиче на сайте библиотеки:

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. АТАМАН ШЫПИЧА

.

Послушать аудиокнигу:

Каллистрат Жаков. Атаман Шыпича. Читает Е. А. Выборова

 


Источники:

Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. -– 551 с. Взять книгу в библиотеке

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер. – М. : АН СССР, 1958. – 393 с., 9 л. ил. Взять книгу в библиотеке

Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Дыхание паpмы: кн. об искусстве и лит. наpода коми / [сост. В. А. Латышева]. – Сыктывкаp, 1991. – 288 с. Взять книгу в библиотеке

Жаков К. Ф. Мифы Зырянского Севера / К. Жаков; [сост., предисл. П. Ф. Лимеров; худож. Ю. Н. Лисовский]. – Сыктывкар: Ред. журн. "АРТ", 2016. – 302, [1] с., [10] л. цв. ил. Взять книгу в библиотеке

Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с. : ил. Взять книгу в библиотеке

Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций / сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 1 папка (48 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. - 176 с. Взять книгу в библиотеке

Лебедев М. Н. Кöрт-Айка - Железный свекор: зырян. предание / М. Н. Лебедев. – Усть-Сысольск: Изд. А. А. Цембера, 1910 ( Тип.-скоропечатня З. Д. Следникова и К ). – 16 с. ; 21 см. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Коми народный эпос : (Историко-культурные контакты): учебное пособие по спецкурсу / А. К. Микушев ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Сыктывкарский гос. ун-т. - Сыктывкар : СГУ, 1989. - 81 с. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Коми народный эпос : Историко-культурные контакты. Взаимосвязи коми эпоса : учебное пособие / А.К. Микушев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. гос. ун-т. - Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет, 2006. - 150 с. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Эпические формы коми фольклора / А. К. Микушев ; Акад. наук СССР, Коми филиал. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1973. - 253, [2] с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке 

Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми: материалы по психологии колдовства / А. С. Сидоров. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1997. – 269,[13] с. Взять книгу в библиотеке

Митюшев Н. Опера "Шыпича": будет ли четвертая попытка? // Арт. - 2018. - № 2. - С. 64-71.

Жаков К. Ф. Атаман Шыпича: [предание] [Электронный ресурс] / Каллистрат Жаков // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000783581 (19.09.2018). Посмотреть в электронной библиотеке

Иллюстрации из альбомов:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.) Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).