Образ Степана Пермского (по прозвищу Храп) в народных представлениях, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а, с другой стороны, приобрел черты, позволяющие включить его в контекст традиционных воззрений и рассказов о тöдысь (колдунах). Степан Пермский встречается в фольклорных текстах, относящихся к трем различным жанрам: апокрифических рассказах, космогонических текстах и колдовском эпосе.

В контексте рассказов апокрифического характера осмысляются эпизоды миссионерства, большей частью упомянутые Епифанием Премудрым в "Житии...": Степан Пермский ослепляет вымичей-язычников, попытавшихся его убить; рубит "прокудливую березу" (или дуб) и языческие кумирни; ходит по воде; состязается в вере с Памом (Паном); плавает на камне (каменном плоту). Последний сюжет получил широкое распространение и среди коми-пермяков, несмотря на то, что к крещению их Степан Пермский не имеет никакого отношения.

В легенде «Степан Пермский и сотник Пам», записанной Е. В. Ветошкиной от В. В. Шашевой в селе Усть-Вымь (1920 год) показан такой сюжет:

Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».

В русле космогонических мифов излагаются мотивы изгнания, крещения чуди, которая убегает, топится, зарывается в землю, освобождая место для новых народов; образ Степана Пермского замещает образ Ена в одном из этиологических сюжетов: во времена гигантских рябчиков один из них шумно взлетел и напугал коня Степана Пермского, он упал с коня и проклял птицу, с тех пор рябчик стал размером с собственное сердце.

Наиболее обширный круг сюжетов связан с колдовским эпосом, в который частично включаются некоторые сюжеты из апокрифических рассказов и космогонических мифов, в частности спор с Памом и гонение чуди (сюжет о девушке-утопленнице). В текстах данного типа образ Степана Пермского является зеркальным отражением образов тунов "колдунов", в особенности печорского Кыски и Тунныръяка.

Сюжетные узлы текста об утопленнице следующие: приплывание тунов (Степан Пермский) к часовне (кумирне), попытка обращения девушки в свою веру, отказ девушки и ее самоубийство, сжигание часовни (кумирни), наименование места утопления в честь утонувшей.

В традиционном ключе раскрывается образ Степана Пермского в сюжете состязания с локальными колдунами: мотивы заклинания лодки, сусла, топора, мотивы неуязвимости и потопа, мотив воздействия на противника через угощение и т. д. Фольклорный Степан Пермский побеждает тунов не божьим словом, а сугубо колдовскими приемами: стреляет в Ошлапея между ног, рубит топором вывернутой рукой Мелейку, поджигает дом Кыски его же веником, подрезает гасники (подвязки штанов) колдунам, чтобы освободить их душу и т. д.

Образ реальной исторической личности трансформируется в представлениях коми-зырян в образ сильного (дальнего) колдуна, побеждающего локальных тунов и тöдысь с помощью магии и хитрости.

Иллюстрация к сказке в литературной обработке Павла Черкашина

"Как Стефаний Пермский коми народ крестил"

Художник Т. В. Оленчинкова

Существует также коми-зырянское предание о Стефане Пермском и Кöрт-Айке.

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища Кöрт-Айки.

Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, Кöрт-Айка произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу.

Кöрт-Айка бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. Кöрт-Айка упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.

Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности.

После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.

.

Прочитать книгу о Стефане Пермском на сайте библиотеки:

СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЕВ, ПОВЕСТЬ О СТЕФАНЕ ПЕРМСКОМ, ПЕРВОМ УЧИТЕЛЕ ЗЫРЯН

.

Источники:

Анбур-коми мойд = Коми сказка-азбука : коми мойдъяс коми да роч кыв вылын / бöрйис, выльысь висьталiс да рочöдiс Г. В. Беляев ; серпасалiс Шарипков. . - Сыктывкар : Коми небöг лэдзанiн, 2000. - 246, [2] л. б. : серпас. - 5-7555-0627-2. - На коми, рус. яз. Взять книгу в библиотеке

Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Журавлев, С. В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян= Перымса медводдза Велöдысь, вежа Степан йылысь висьт / С. В. Журавлев; худож. Осипов В. Б.; пер. А. В. Ульянов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. – 31 с. : ил. – На рус., коми яз. Прочитать в электронной библиотеке

Коми легенды и предания / вступит. ст., сост. и пер. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар Коми кн.изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке

Лебедев М. Н. Бöрйöм гижöдъяс / М. Н. Лебедев; ред. И. Подоров; серпасалic М. Безносов. – Сыктывкар: Коми госиздат, 1940. – 318, [1] л. б. – На коми яз. – Избранные произведения. Взять книгу в библиотеке

Из содерж.: Кöрт-Айка. 202-210 лист бокъяс.

Лебедев М. Н. Кöрт-Айка : поэма-мойд = Кöрт-Айка : поэма-сказка / сост., автор вступ. статьи В. А. Лимерова ; худож. А. Гордеева. - Сыктывкар: ОО "Анбур", 2018. - 32 с.: ил. - На коми, рус. яз 

Лебедев М. Н. Кöрт-Айка - Железный свекор: зырян. предание / М. Н. Лебедев. – Усть-Сысольск: Изд. А. А. Цембера, 1910 (Тип.-скоропечатня З. Д. Следникова и К ). – 16 с. ; 21 см. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Уляшев О. И. Излань зыран, зарни зыран / Олег Уляшев; серпасалiс О. И. Уляшев. – Сыктывкар: Кола, 2014. – 94, [2] л. б. – Пер. загл.: К камню теснимые золотые зыряне. Взять книгу в библиотеке

Черкашин Павел. Коми сказки : в авторизованной литературной обработке Павла Черкашина : [для детей младшего и среднего школьного возраста] / Павел Черкашин ; [пер. с коми: А. А. Худалей ; худож.: Т. В. Оленчинкова]. . - Новокузнецк : Союз писателей, 2014. - 107 с. : ил. Взять книгу в библиотеке

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).