back1.png

Васа – водяной, дух-хозяин воды.

Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды и водной живности и прочую подводную нежить.

Соответственно, и отношение к ним было различным. Водяной дух-хозяин мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном.

Васа в человеческом обличье (рослый мужчина с длинными темнозелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан) иногда появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны.

Представляли водяного и в виде могучего старика с седой бородой.

Северные коми-зыряне считали, что внешний вид Васа зависит от погоды: в дождливые, ненастные дни он появляется в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращается в блондина с голубыми веселыми глазами и белым лицом (отражение народных представлений о человеческой красоте).

В человеческом облике Васа появляется на берегу и для того, чтобы вступить в схватку с лешим, которого не любит за брошенные в воду коряги.

В виде человека он представал также перед рыбаком, который ранил его сына, находившегося в облике большой щуки, приглашая его к себе под воду, чтобы вылечить сыну раненный глаз. Считалось, что кровь у водяного синего цвета.

Гораздо чаще, по представлениям коми рыбаков, Васа представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, поскольку верили, что находящийся в их обличьи Васа способен обратить острогу против самого рыбака.

В облике человекорыбы (мужчины с рыбьим хвостом) Васа предстает в мифологическом зачине одной из коми сказок. Одинокая женщина жила на берегу реки и добывала себе на пропитание рыбной ловлей. Однажды к ней обратился водяной и посетовал, что он ей всячески помогает: выращивает рыбу, загоняет ее потом к ней в сети, а она ни разу его не угостила. Поскольку у водяного вместо ног был рыбий хвост, женщина устроила ему угощение прямо на берегу, после чего они «согрешили», и у неё от водяного духа появились два сына.

Считалось, что Васа живут в подводном мире в обычных крестьянских избах, разводят коров и лошадей. Свой скот они иногда выпасали и на поверхности земли, по берегам рек и озер.

Коровы водяных отличались от обычных тем, что не оставляли следов и не стряхивали попавшую на них росу. Если кто-либо умудрялся незаметно подобраться к стаду таких коров и накинуть одной из них на шею нательный крест, то все коровы погружались в воду, а она оставалась и становилась собственностью владельца креста. Коровы водяных были очень удойливыми, но на земле телились только бычками и свою породу не продолжали.

Лошади водяных духов имели черно-белую и красно-белую окраску, их, якобы, видели пасущимися на берегу озера, в которое они и погружались, будучи вспуганными.

Как и владыка леса, Васа, по представлениям коми рыбаков, особенно строго относился к соблюдению норм и правил промысловой морали, наказывая за их нарушение лишением добычи.

Считалось, что Васа не даст рыбы, если плюнуть на берегу водоема. За ругательство, произнесенное во время заброса невода, водяной дух мог в клочья изодрать сеть.

Существовало поверье о "капризных" озерах. В них нельзя было ловить рыбу в грязной и сырой одежде, употреблять сети, не просохшие еще после лова в другом месте, бросать мусор в воду или на берегу, воспрещались ссоры и вражда между членами артели. Нарушителям вместо рыбы в сети попадался конский навоз, или же вдруг начинала погружаться в воду лодка.

Для того, чтобы примирить с собой Васа, если неудачу на промысле объясняли предполагаемым или действительным нарушением общепринятых норм поведения, широко практиковался обряд очищения огнем.

Вымские коми-зырянские рыболовы в этом случае приставали к берегу, разводили большой костер и бросали в него часть подстилки из обуви или лоскуток от одежды, кусочек тины, вытащенной из воды, и охапку хвороста, принесенного из леса. После произнесения специального заговора все перепрыгивали через костер или трижды обходили его кругом, проходя обязательно через дым.

Обычно обряд очищения от «бытовой скверны» проводился также перед началом промысла, а в некоторых местах все участники рыболовной артели проходили через дым от веток можжевельника, брошенных на костер, перед каждым забросом невода.

Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, как и лесным духам, им полагалось делать приношения.

Вымские рыбаки бросали в воду кусочек хлеба с маслом каждый раз, когда они приезжали на реку или озеро для рыбной ловли. Отправляясь в плавание, отчалив от берега, рыбаки бросали в дар водяному столько кусков хлеба, сколько в лодке было людей. Коми-пермяки приносили в жертву Васа перед началом лова яйца, блины, хлеб, деньги, лоскутки ситца. Можно было жертвовать и другие продукты питания, исключая рыбный пирог.

Васа полагалась и первая добыча. Первую пойманную рыбу отпускали живой в воду, или же из нее готовился обрядовый обед, подразумевая, что в нем примут участие и водяные духи. Убивали ее не ножом, а ударяя камнем по голове, положенной на другой камень. При потрошении также обходились без ножа, выдавливая внутренности рукой.

На верхней Вычегде сразу после ледохода на рыбалку выходили семьями, из первой пойманной в этот день рыбы варили уху и хранили ее в погребе на льду до следующего ледохода. Перед началом нового рыболовного сезона ее съедали в торжественной обстановке.

В верховьях Вычегды местным населением особо почиталось небольшое, но довольно живописное Кадомское озеро. Это озеро окружено очень высокими песчаными берегами, и на нем часто бывают бури. После каждой бури полагалось на другой день при восходе солнца принести жертву водяным духам, а к лову рыбы в озере приступали лишь после того, как в сети попадала большая щука, которую с триумфом несли в избу и сохраняли до ближайшего праздника.

.

Древнее название водяного, сохранившееся в некоторых говорах, ВА КУЛЬ (злой дух, обитающий в воде).

Ижемские коми называют водяного – ВАУУСА (букв. – подводный), в Прилузье – ВА ОЛЫСЬ (в воде живущий), вычегодские – ВАСА (водный, водяной).

. 

Послушать аудиокниги:

Каллистрат Жаков. Бегство северных богов. Читает И. И. Табаленкова

Коми народная сказка на русском языке «Дарья железные чулки и Марья вяленые сапоги» в литературном изложении на русском Петра Столповского. Читает Е. А. Выборова

.

Коми народная сказка на коми языке «Дарья железные чулки и Марья вяленые сапоги». Читает В. Н. Казаринова

.

Почитать книги о Васа на сайте библиотеки:

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. БЕГСТВО СЕВЕРНЫХ БОГОВ

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ «ДАРЬЯ ЖЕЛЕЗНЫЕ ЧУЛКИ И МАРЬЯ ВЯЛЕНЫЕ САПОГИ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ НА РУССКОМ ПЕТРА СТОЛПОВСКОГО


.

Источники:

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер. – Москва: АН СССР, 1958. – 393 с., 9 л. ил. Взять книгу в библиотеке

Габова Е. В. Дети древней земли: повесть / Е. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. – Сыктывкар: Кола, 2011. – 160 с. Взять книгу в библиотеке

Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Семенов В. А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ: учеб. пособие по спецкурсу / В. А. Семенов. – Сыктывкар: СГУ, 1991. – 79, [2] с. Взять книгу в библиотеке

Солнцеликие братья: коми народные сказки в литературном изложении на русском Петра Столповского. – Сыктывкар: Анбур, 2007. – 329 с. Прочитать в электронной библиотеке

В поисках Зарани: [игра-бродилка по коми сказкам] // Радуга. – 2011. – 24 дек. (№ 24). – С. 14.

Жаков К. Ф. Бегство северных богов: сказание [Электронный ресурс] / Каллистрат Жаков // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000783569 (19.09.2018). Прочитать в электронной библиотеке

Столповский П. М. Дарья Железные Чулки и Марья Вяленые Сапоги: сказка [Электронный ресурс] / Петр Столповский // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми". Сыктывкар, 2015–2018. URL: http://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000782038 (19.09.2018). Прочитать в электронной библиотеке

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми" (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).