back1.png

Войпель – божество древних коми-пермян.

Войпель является единственным, кроме имён богов-демиургов Ен, Омöль (Куль), сохранившимся наименованием божества верхнего уровня языческого пантеона древних пермян.

Послание митрополита Симона, отправленное в Пермь в 1501 г., в котором он призывает мирян Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить, свидетельствует, что ещё в ХVI в. Войпель был ведущим языческим божеством у коми-пермян.

Исследователи неоднократно обращались к интерпретации образа Войпеля, исходя при этом, как правило, из предположения, что в русской записи термин был искажён.

Предполагалось, что его буквальный перевод: "северное ухо" или же "ночное ухо" вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало вой тöл "северный ветер".

К предполагаемым функциям Войпеля относили власть над северным ветром, пургой, непогодой, покровительство животным и т.д., исходя при этом из чисто умозрительных заключений.

В то же время, в коми-пермяцком фольклоре, особенно в легендах о Кудым-Оше, Войпель упоминается достаточно часто, и объективный анализ этих сведений позволяет частично реконструировать его образ.

О Войпеле в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям.

К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов.

Изображение Войпеля находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол Войпеля был самым высоким.

Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро.

Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю.

В общественные праздники Войпелю жертвовали скот. Охотники стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом. Охотники раньше стреляли из луков в священное дерево (в данном случае столб) перед началом промысла для обеспечения удачи в нём.

Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины.

В пользу того, что данное описание идола Войпеля соответствует действительному, свидетельствует древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини.

В коми-зырянском языке верхневычегодское, лузско-летское, удорское "пöль" или верхне-сысольское "пöльö" сохранило значение "дед, дедушка (отец отца)". "Вöрпöль" или "вöр пöльö" (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. У коми-пермян ещё в начале ХIХ века существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении "мужчина". Можно предположить замену в русской записи ö на е, т. е. в оригинале "Войпöль" (владыка Севера). В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в коми-пермяцких легендах Войпеля называли также и "Вöрпель" (сравните коми-зырянское "вöрпöль").

Однако, если следовать этой этимологической версии, Войпель должен однозначно иметь мужскую ипостась, что противоречит фольклорным сведениям о женском облике этого божества.

Поэтому имеет смысл поиск другой этимологии имени Войпеля. Не исключено, что искажения в написании наименования древнего коми-пермяцкого божества в русской записи не было.

У верхневычегодских коми-зырян словосочетание "вой пель" "ночное ухо" и сейчас употребляется в отношении людей с особо острым слухом.

Таким образом, Войпель может означать "всеслышащий(-ая), всеведующий(-ая)": один из эпитетов, относящихся к данному божеству, который употреблялся в качестве его эвфемистического наименования.

Раковины же со всех рек и речушек, находящиеся около идола Войпеля, можно семантизировать как символы его ушей (сравните русское "ушная раковина"), находящихся повсюду, где жили древние пермяне, что и позволяло Войпелю быть всеведающим(-ей).

.

Образ Войпеля встречается в художественных произведениях К. Ф. Жакова (1866-1926), в которых фольклорно-этнографические описания и материалы перемежаются с авторской фантазией.

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. БЕГСТВО СЕВЕРНЫХ БОГОВ (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Каллистрат Жаков. Бегство северных богов. Читает И. И. Табаленкова

КАЛЛИСТРАТ ЖАКОВ. ДАРУК ПАШ (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Каллистрат Жаков. Дарук Паш. Читает Е. А. Выборова

Я. С. Герцман по мотивам мифологических рассказов коми-зырян и коми-пермян создал произведение о божестве северного ветра и ночи Войпеле. Его балет "Войпель" был поставлен на сцене Республиканского музыкального театра в 1996 года.