back1.png

Йиркап – герой преданий Вымских коми-зырян.

Он известен по материалам профессора А. Грена и коми писателя Г. Федорова.

В статьях «Зырянская мифология» и «Зырянская литература», а также в написанной по фольклорным мотивом «драматической сцене» «Иркаб», А. Грен выделяет следующие сюжетные ситуации:

- на берегу Синдорского озера живет охотник Йиркап, дружит с Лешим-Вöрса, помогает ему в борьбе с Водяным-Васа;

- благодарный Вöрса награждает Йиркапа за его помощь чудесным деревом-двойником, в котором заключалась душа охотника;

- из этого дерева охотник мастерит лыжи-скороходы, становится самым удачливым промышленником – ни один зверь, ни одна птица не могут состязаться с ним в скорости;

- но одна слабость оставалась у Йиркапа: он мог лишиться чудесной силы и скорости, если его напоят ополосками, т. е . водой, в которой полоскали его онучи;

- вероломная жена Йиркапа хитростью выпытывает у мужа тайну его уязвимости, по просьбе соперника Йиркапа поит мужа ополосками;

- Йиркап на своих лыжах-скороходах оказывается в полынье, тонет в Синдорском озере.

Несколько отличается от греновского варианта текст названия, записанного Геннадием Федоровым в 1946 году в с. Синдоре от сказительниц ы В. Пархачевой. В тексте имеются два существенных дополнения, не отмеченные А. Греном.

Во-первых, вместо Лешего-Вöрсы действует безымянная женщина-колдунья. Именно она научает охотника-богатыря, хозяина чудесных лыж, настичь голубого оленя. Утром мать печет сыну ячневик, сын прячет его за пазуху и мчится за голубым оленем, настигает его возле Сибирского Камня-Урала, убивает оленя, вырезает сердце и приносит оленье сердце на стол женщине-колдунье. И все это происходит так быстро, что испеченный утром ячневик даже не успел остыть.

И, во-вторых, вместо вероломной жены в сказании действует не менее вероломная мать, которая по требованию отчима Йиркапа, завидующего охотничьей удаче пасынка, поит сына квасом, предварительно выполоскав в нем сыновьи онучи. Стал Йиркап от того кваса грузным, провалился под лед, начал укорачивать чудесные лыжи, а те говорят ему человеческим голосом: «Эх, Йиркап, Йиркап, и себя погубил, и нас погубил вместе с собой. Если бы ты ене укорачивал нас, мы, может быть, и вынесли бы тебя на берег!».

Так погиб Йиркап на дне Синдора. А перед гибелью своей он с такой силой швырнул на берег чудесные лыжи, что те насквозь пробили могучую сосну. До сих пор могучий сосновый пень люди называют «пнем Йиркапа».

В энциклопедии «Мифология Коми» даются и другие подробности из жизни легендарного зырянского охотника Йиркапа:

Согласно преданию Йиркап жил в верховьях Выми в селе Кони и занимался охотой.

Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера Синдор драку Васа и Вöрса (водяного и лешего). Васа одолевал лесного духа, тогда Йиркап пришёл к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука.

В благодарность за спасение Вöрса посоветовал охотнику найти в лесу Ас пу (Своё дерево), которое приносит счастье. После долгих поисков Йиркап нашёл это дерево.

По другой версии Йиркап нашёл своё дерево сам, обратив внимание на то, что его собака в течение трёх дней (или трёх лет) облаивает без какой-либо причины одно и то же дерево.

Во всех вариантах предания говорится о том, что после удара Йиркапа топором по дереву, из дерева выступила кровь. После этого Йиркап срубил дерево (сосну) и сделал из него лыжи.

По другой версии, дерево само сообщило Йиркапу, что оно его Ас пу, и он может сделать из него себе, что захочет. Йиркап делает лыжи.

В третьем варианте дерево говорит Йиркапу, чтобы он сделал из него одну лыжину или приставил щепку обратно.

Сделанные Йиркапом из Своего дерева лыжи обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 км от села.

Едва поверхность озера Синдор покрывалась тонкой плёнкой льда, как Йиркап уже нёсся по нему на чудесных лыжах ближним путём на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Еретнича (колдунья), односельчанка Йиркапа, однажды сказала ему, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если Йиркап его поймает, то он будет самым проворным и удачливым охотником на свете.

На следующее утро мать Йиркапа стала печь хлеб, увидела голубого оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху ещё горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал.

Тогда голубой олень перекувыркнулся через голову и превратился в очень красивую девушку, которая стала умолять охотника пощадить её, но Йиркап не согласился, убил девушку, вынул у неё сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь.

Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него ещё шёл тёплый пар. После этого Йиркап отнёс колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол.

По другой версии этого сюжета колдунья заключила с ним пари, что Йиркап быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубого, ему убить не удастся.

Действительно, Йиркап, добыв вскоре 30 оленей, долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец, он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

Свою гибель легендарный охотник нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду, отяжелевший от выпитых им ополосок от стирки портянок.

По одной версии, водой, в которой сполоснули потные портянки, его напоили другие охотники, постоянно остававшиеся без добычи из-за промысловой деятельности Йиркапа. По другой версии, это сделала мать, которой её любовник посоветовал замочить портянки Йиркапа в квасе и напоить им сына, говоря, что иначе он выловит всех зверей и птиц, и все умрут от голода. И, наконец, по третьей версии, вином, в котором были вымочены портянки, напоила Йиркапа его мачеха по совету колдуньи.

Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи.

В одном из вариантов предания говорится, что проломила лёд только простая лыжа, а волшебная оторвалась вместе с ногой и влетела в пень (вероятно, оставшийся от Ас пу).

По другой версии Йиркап, провалившись под лёд и пытаясь спастись, отрезал завязки лыж и услышал голос волшебной лыжи, сообщивший ему, что не сделай Йиркап этого, она бы вытащила его на берег, а так он бы погубил и себя, и её. После этого лыжа сорвалась с ноги Йиркапа и, пронёсшись по воздуху к берегу, пролетела сквозь огромную сосну.

До сих пор могучий сосновый пень люди называют «пнем Йиркапа».

Образ Йиркапа описывал не только Геннадий Федоров, но и коми писатель Алексей Попов. Спектакль, сделанный по мотивам его повести «Йиркап», был показан на сцене Государственного академического театра драмы им. В.А. Савина и пользовался заслуженным успехом у зрителей.

Анимационный мультфильм «Йиркап».

.

Источники:

Атлас Республики Коми. – Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – 551 с.

Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер. – Москва: АН СССР, 1958. – 393 с., 9 л. ил.

Дыхание паpмы: кн. об искусстве и лит. наpода коми / [сост. В. А. Латышева]. – Сыктывкаp, 1991. – 288 с.

Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: [альбом репродукций] / сост. М. П. Свириденков; текст А. Микушев; ред. В. А. Попов, худож. ред. В. Б. Осипов]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 1 папка (48 отд. л.)

Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. – 176 с.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт.

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира.

Попов А. В. Грезд: [повесьтъяс да висьтъяс] / Алексей Попов; ред. Л. Т. Попова; серпасалiс Н. Н. Коносова. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 421, [3] л. б.

Из содерж.: Йиркап. С.138-181.

Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми: материалы по психологии колдовства / Сидоров Алексей Семенович. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1997. – 269,[13]с.

Сказки северных ветров. Йиркап / пересказ Н. М. Новикова; худож. Е. А. Сокерина; науч. ред. Лимеров П. Ф. – Сыктывкар: Коми респ. тип., 2018. – 16, [1] с.

+++

Грен А. Н. Зырянская мифология / А. Грен // Коми му. – 1925. – № 1 (11). – С. 23-33.

Грен А. Н. Иркаб: драматические сцены из зырянского эпоса // Арт. – 1994. –№ 4. – С. 44 – 65.

Лужиков А. М. Йиркап - богатырь: поэма // Арт. 1994. № 4. С. 94 – 98.

Плосков И. А. Йиркап – Йир-Кап – Иркап – Иркаб: тексты, версии эпоса // Арт. – 1994. – № 4. – С. 37 – 40.

Плосков И. А. О пьесе А. Грена «Иркаб» эпоса // Арт. – 1994. – № 4. – С. 66 – 68.

Попов А. В. Йиркап: повесть-притча эпоса // Арт. – 1994. –№ 4. – С. 44 – 65.

Предания о Йиркапе эпоса // Арт. – 1994. –№ 4. – С. 32 – 36.

Савин В. А. Иркаб эпоса // Арт. – 1994. –№ 4. – С. 44 – 65.

Чукля; Йиркап [Видеозапись] / Национальный музей Республики Коми. – Сыктывкар, [2012?]. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) (21 мин).

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.)

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника "Сотворение мира. Мифология народа коми"(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).