back1.png

«Золотая женщина» – Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири.

Первые известия о Золотой бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей ХVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Трактате о двух Сарматиях» (1517) М. Меховский помещает идола Золотая баба за Вяткою «при проникновении в Скифию».

У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок, внук (А. Гваньини); скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер). Ни один из этих авторов сам лично идола не видел.

В Патриаршей или Никоновской русской летописи в тексте, сообщающем о смерти в 1396 г. Стефана Пермского, крестившего коми-зырян, говорится о том, что они поклонялись различным идолам, и в том числе Золотой бабе.

Исследователи Никоновской летописи отмечают в ней наличие большого количества поздних вставок. Безусловно, к таковым принадлежит и данный текст, поскольку в нём говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г.

Можно предположить, что информация о Золотой бабе была почерпнута из книг западноевропейских авторов.

Оставив данный факт без внимания, видные российские историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Г.Ф. Миллер поместили в своих трудах, с которыми в своё время был знаком каждый образованный человек в стране, сообщение о поклонении древних коми-зырян Золотой бабе.

.

.

В ХIХ веке в работах местных краеведов появился термин Зарни ань, являющийся калькой с русского названия легендарного идола.

До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни ань. Тем не менее, термин Зарни ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия, апелируя при этом к единственному первоисточнику, тексту Никоновской летописи.

Именем «Золотой женщины» художник Борисов Юрий Григорьевич назвал свою замечательную скульптуру «Зарни Ань». Его Зарни Ань красива по силуэту, необыкновенно пластична, женщина-мать, бережно прижимающая к себе спящего ребенка. Замысел этой скульптурной композиции, выполненной в сером граните, – счастье материнства, звучащее радостным гимном.


.

Источники:

Борисов Ю. Г.: "Зарни ань": [буклет] / Ю. Г. Борисов; [сост Л. И. Говорова]; Коми респ. худож. музей. – Сыктывкар: РИО Упрполиграфиздата, 1979. – 1 л.

Габова Е. В. Дети древней земли: повесть / Е. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. – Сыктывкар: Кола, 2011. – 160 с.

Иванов А. В. Сердце Пармы: роман-легенда / Алексей Иванов. – Москва: Пальмира, 2003. – 475, [3] с.

Мифология Коми. – Москва - Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт.

Плосков И. А. К вопросу о мифологических наименованиях коми Зарни Ань и рус. Золотая баба и языческом архаическом образе женского божества плодородия / И. А. Плосков. – Tallinn, 1993. - 8 с.

Грен А. Зырянская мифология / А. Грен // Коми му. – 1925. – № 1 (11). – С. 23-33.