back1.png

«Золотая женщина» - Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири.

Первые известия о Золотой бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей ХVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В "Трактате о двух Сарматиях" (1517) М. Меховский помещает идола Золотая баба за Вяткою "при проникновению в Скифию".

У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок, внук (А. Гваньини); скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер). Ни один из этих авторов сам лично идола не видел.

В Патриаршей или Никоновской русской летописи в тексте, сообщающем о смерти в 1396 г. Стефана Пермского, крестившего коми-зырян, говорится о том, что они поклонялись различным идолам, и в том числе Золотой бабе.

Исследователи Никоновской летописи отмечают в ней наличие большого количества поздних вставок. Безусловно, к таковым принадлежит и данный текст, поскольку в нём говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г.

Можно предположить, что информация о Золотой бабе была почерпнута из книг западноевропейских авторов.

Оставив данный факт без внимания, видные российские историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Г.Ф. Миллер поместили в своих трудах, с которыми в своё время был знаком каждый образованный человек в стране, сообщение о поклонении древних коми-зырян Золотой бабе.

В ХIХ веке в работах местных краеведов появился термин Зарни ань, являющийся калькой с русского названия легендарного идола.

До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни ань. Тем не менее, термин Зарни ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия, апелируя при этом к единственному первоисточнику, тексту Никоновской летописи.

Именем "Золотой женщины" художник Борисов Юрий Григорьевич назвал свою замечательную скульптуру "Зарни Ань". Его Зарни Ань красива по силуэту, необыкновенно пластична, женщина-мать, бережно прижимающая к себе спящего ребенка. Замысел этой скульптурной композиции, выполненной в сером граните, - счастье материнства, звучащее радостным гимном.

.

Источники:

Зарни Ань // Мифология Коми. - М.-Сыктывкар : ДИК, 1999. – С. 159.

Габова Елена. Дети древней земли : повесть / Е. В. Габова, Н. Макарова; худож. М. Ф. Беллон. - Сыктывкар : Кола, 2011. - 157.

Борисов Юрий Григорьевич : "Зарни ань" : [буклет] / [сост Л. И. Говорова]; Коми республиканский художественный музей . - Сыктывкар : РИО Упрполиграфиздата, 1979. - 1 л.

Плосков Иван Александрович. К вопросу о мифологических наименованиях коми Зарни Ань и рус. Золотая баба и языческом архаическом образе женского божества плодородия / И. А. Плосков. - Tallinn : [б. и., 1993]. - С. 117-124 с.

Иванов Алексей Викторович. Сердце Пармы : Роман-легенда / Алексей Иванов. - М. : Пальмира, 2003. - 475, [3] с.

Коми му. - 1925. - № 1 (11).