Второй попыткой создания оперы с национальным сюжетом стала «Гроза над Усть-Куломом» композитора Георгия Дехтярова, которая прозвучала на сцене музыкально-драматического театра в конце декабря 1960 года (первой национальной оперой считается «Усть-Куломское восстание»).

«Погас свет в зале, и в оркестре возникла тревожная тема пролога: в метельную ночь стражники ведут по таежной тропе группу каторжан, и вот срывается и бежит закованный в кандалы ссыльный солдат-декабрист Дмитрий Балин…»

                                                             Рисунки Эраста Попова – артиста и режиссера театра

.

В основу сюжета положены реальные исторические события, происходившие в Керосском обществе в 1841-1843 годах. Они были вызваны попыткой сельских начальников, растративших собранные податные суммы взыскать вторично. Крестьяне отказались выполнять повинности, поднялось восстание, получившее название «Усть-Куломского».

Дмитрий Балин и Гаврила Попов – главные действующие лица оперы. Это они возглавляют борьбу крестьян, указывают им путь «всем миром подняться» на своих врагов-угнетателей, чтобы «правду святую найти».

Коллектив музыкально-драматического театра вложил в оперу огромный труд. В этом заслуга композитора Г. Дехтярова, постановщика И. Орловского, дирижера В. Шестопалова, балетмейстера Г. Ваховского, художников А. Евдокимова и Г. Батукова. Текст либретто написан С. Ермолиным, Б. Семячковым, В. Тарантовым.

Артисты играли с большим подъемом. Борис Дейнека, в прошлом известный камерный певец, прекрасно воплотился в образе Мамонтова. Обладатель приятного баритона С. Марков естественен в роли Гаврилы Попова. Был убедителен и молодой А. Скрипкин в ответственной партии Дмитрия Балина. В роли Филиппа, с отличными вокальными данными, выступил воспитанник Казанской консерватории С. Горон.

                          В роли Мамонтова - Борис Дейнека

.

Необходимо отметить и работу художника А. Евдокимова: интересным решением в прологе оперы было гнущееся и выпрямляющееся на ветру дерево, занесенное снегом, покосившийся крест и лес – образы приволья, прибежище свободы.

Опера - национальная по своему содержанию, по музыкальному строю исполнена была на русском языке. Премьера прошла с большим успехом, хотя, как утверждали критики, ее необходимо доводить до совершенства, учитывая национальные моменты.

.

Дехтяров Георгий Николаевич

Родился в 1920 году в Одессе, участник Великой Отечественной войны. После войны руководил Государственным оркестром Украины. Учился на композиторском отделении института им. Гнесиных, работал художественным руководителем Государственного ансамбля песни и пляски Мордовской АССР.

В ноябре 1953 года был направлен в Сыктывкар на должность художественного руководителя концертно-эстрадного бюро и руководителя ансамбля песни и пляски Коми АССР. Он пополнил песенный репертуар новыми оригинальными песнями и на стихи С. Попова, А. Ванеева, И. Вавилина, М. Лебедева, В. Власова, и обработками народных песен. Является автором либретто на русском языке оперы по национальному сюжету «Гроза над Усть-Куломом», премьера которой состоялась в 1960 году в Сыктывкаре.

.

Источники:

Козлова Д. «Гроза над Усть-Куломом» // Связь времен. Сыктывкар, 2000. С. 525.

Степанов А. Герои оперы «Гроза над Усть-Куломом» // Красное знамя. 1960. 31 дек.

Гальперин В. «Гроза над Усть-Куломом» // Театр. 1961. №5. С. 105-106.