Первым триумфом коми профессионального музыкального искусства стала опера на коми языке «Усть-Куломское восстание».

Премьера оперы прошла в марте 1942 года, вошла в план празднования 20-летия коми автономии в августе 1941 года.

Музыку к опере написал профессор Московской консерватории Александр Александрович Воронцов (1895-1943), который с февраля 1940 года стал художественным руководителем государственного ансамбля песни и пляски Коми АССР. Благодаря его огромному дирижерско-хоровому и композиторскому опыту улучшилась концертная деятельность ансамбля, народные песни коми впервые зазвучали в профессиональном исполнении.

  А. А. Воронцов (1884-1943) - композитор,

автор музыки оперы «Усть-Куломское восстание»

.

Работая над оперой, А. Воронцов дважды выезжал в Усть-Куломский район, знакомился с народным творчеством и записал десятки народных песен: «Ылын, ылын», «Тувсов вой», мелодия «Олiс-вылiс сямтöм баба», которые долгие годы были в репертуаре хора ансамбля песни и пляски.

Фольклорист-мелодист П. А. Анисимов - помощник композитора А. А. Воронцова

Экспедиция по сбору музыкального фольклора в Усть-Куломском районе. Март 1941 года

.

Постановка «Усть-Куломского восстания» в 1942 году, силами двух коллективов хора и солистов государственного ансамбля песни и пляски (ныне «Асья кыа») и артистов Республиканского драматического театра прошла с большим успехом.

Программа спектакля. 1942 год

.

Композитор пытался показать не только революционные события, но и быт коми крестьян, их обряды, обычаи и песни, особенно много звучит их во втором и третьем действиях. Так, композитором А. Воронцовым написана песня «Марина и Ирина», звучащая в третьем действии как «Свадебная», ныне ее считают - народной. События революционного прошлого коми крестьян 1841-1843 годов вызывали большой интерес.

Либретто оперы в стихах написал молодой артист и поэт Степан Иванович Ермолин, соавтором выступил Николай Михайлович Дьяконов. Оформил спектакль художник Василий Баусов.

В. А. Баусов (1888-1960) - художник театра,

оформивший оперу «Усть-Куломское восстание»

.

В опере 5 картин, действия происходят на сельской улице, в крестьянской избе вожака восстания, в лесу, где скрывались бунтовщики, и на соборной площади.

В опере были заняты в основном выпускники ГИТИСа 1942 года: А. И. Трошев, Н. Е. Белых, Н. Н. Турубанов, И. В. Макаров, В. Д. Леканов, В. Н. Рассыхаев, А. С. Морозова, Д. А. Канов, Ф. Ф. Мысов и другие.

Студенты коми студии ГИТИСа

.

Первым исполнителем партии Гаврилы, руководителя восстания, был профессиональный артист Николай Иванович Ярапов.

После премьеры в газете «Вöрлэдзысь» от 4 апреля 1942 года этнограф Александр Линевский написал рецензию: «Несомненно очень удачен в роли Гаврилы артист Н. И. Ярапов. Мощный голос, которым артист хорошо владеет, замечательная мужественная фигура, прекрасная передача походки жителя леса…».

Н. И. Ярапов, артист Республиканского драматического театра -

первый исполнитель партии Гаврилы. Фото 1937 года

П. А. Осипов (1905-1953) - выпускник Ленинградской консерватории,

с 1943 года исполнитель партии Гаврилы

Певец-любитель И. М. Терентьев (1903-1973) - исполнитель партии Филиппа

Фото 1936 года

А. С. Морозова, солистка ансамбля песни и пляски Коми АССР - исполнительница партии Агафьи.

Фото 1945 года.

.

Высокой оценки заслужила и работа художника В. Баусова: « …его декорации (церковная площадь, задник с собором, зимний лес) могли бы украсить любой столичный театр… Этот спектакль, насыщенный идейно, имеющий прекрасную музыку и оформление, войдет в фонд культурных достижений республики».

За создание оперного спектакля «Усть-Куломское восстание» в 1943 году творческий коллектив был высоко отмечен наградами: звания Заслуженный артист Коми АССР удостоен С. И. Ермолин (соавтор либретто), Заслуженный работник искусства Коми АССР – Н. М. Дьяконов (режиссер-постановщик) и В. А. Баусов (художник-постановщик).

Н. М. Дьяконов (слева) - соавтор либретто, режиссер-постановщик оперы

С. И. Ермолин (справа) - автор либретто оперы в стихах

Композитор и музыковед А. Г. Осипов в книге «О коми музыке и музыкантах» размышляет о том, как «использование народных песен и интонационно-ладовых особенностей в музыке придает «Усть-Куломскому восстанию» характер действительно национального произведения».

Проанализировав музыку А. А. Воронцова, А. Г. Осипов сделал вывод: «Усть-Куломское восстание» с полным основанием можно назвать первой коми национальной оперой. В сочинении этом есть все, что характеризует сложное синтетическое произведение – оперу: арии, ансамбли, хоры, песни, речитативы».

А. Г. Осипов - руководитель (1923-1973) - руководитель оркестра народных инструментов 

Государственного ансамбля песни и пляски Коми АССР в 1940-1941 годы, в 1943-1945 годы - хормейстер ансамбля

А. Г. Осипов - композитор, музыковед.

Портрет карандашом. Художник Г. В. Кудяшев

.

А. А. Воронцов и П. А. Анисимов, осуществив мечту предшественников, заложили основы национальной коми оперы. Исполнялась опера «Усть-Куломское восстание» на коми языке, и для всех исполнителей он был родным.

Первый состав Государственного ансамбля песни и пляски Коми АССР

Хор ансамбля был занят в опере «Усть-Куломское восстание». Фото 1940 года

Эскиз костюма Филиппа. Художник В. В. Поляков. 1941 год

Эскиз костюма Агафьи. Художник В. В. Поляков.1941 год

.

Источники:

Митюшева Н. А. Первая коми опера // Коми театр. Свет минувшего / Надежда Митюшева. Сыктывкар, 2013. С. 107-119 : фот. 

Линевский А. М. «Куломдiнса восстание» // Вöрлэдзысь. 1942. 4 апр.