Первым триумфом коми профессионального музыкального искусства стала опера на коми языке «Усть-Куломское восстание».

Премьера оперы прошла в марте 1942 года, вошла в план празднования 20-летия коми автономии в августе 1941 года.

Музыку к опере написал профессор Московской консерватории Александр Александрович Воронцов (1895-1943), который с февраля 1940 года стал художественным руководителем государственного ансамбля песни и пляски Коми АССР. Благодаря его огромному дирижерско-хоровому и композиторскому опыту улучшилась концертная деятельность ансамбля, народные песни коми впервые зазвучали в профессиональном исполнении.

       А. А. Воронцов (1884-1943) - композитор,

автор музыки оперы «Усть-Куломское восстание»

.

Работая над оперой, А. Воронцов дважды выезжал в Усть-Куломский район, знакомился с народным творчеством и записал десятки народных песен: «Ылын, ылын», «Тувсов вой», мелодия «Олiс-вылiс сямтöм баба», которые долгие годы были в репертуаре хора ансамбля песни и пляски.

Постановка «Усть-Куломского восстания» в 1942 году, силами двух коллективов хора и солистов государственного ансамбля песни и пляски (ныне «Асья кыа») и артистов Республиканского драматического театра прошла с большим успехом.

Композитор пытался показать не только революционные события, но и быт коми крестьян, их обряды, обычаи и песни, особенно много звучит их во втором и третьем действиях. Так, композитором А. Воронцовым написана песня «Марина и Ирина», звучащая в третьем действии как «Свадебная», ныне ее считают - народной. События революционного прошлого коми крестьян 1841-1843 годов вызывали большой интерес.

Либретто оперы в стихах написал молодой артист и поэт Степан Иванович Ермолин, соавтором выступил Николай Михайлович Дьяконов. Оформил спектакль художник Василий Баусов.

В опере 5 картин, действия происходят на сельской улице, в крестьянской избе вожака восстания, в лесу, где скрывались бунтовщики, и на соборной площади.

В опере были заняты в основном выпускники ГИТИСа 1942 года: А. И. Трошев, Н. Е. Белых, Н. Н. Турубанов, И. В. Макаров, В. Д. Леканов, В. Н. Рассыхаев, А. С. Морозова, Д. А. Канов, Ф. Ф. Мысов и другие.

Первым исполнителем партии Гаврилы, руководителя восстания, был профессиональный артист Николай Иванович Ярапов.

После премьеры в газете «Ворлэдзысь» этнограф Александр Линевский написал рецензию: «Несомненно очень удачен в роли Гаврилы артист Н. И. Ярапов. Мощный голос, которым артист хорошо владеет, замечательная мужественная фигура, прекрасная передача походки жителя леса…».

Высокой оценки заслужила и работа художника В. Баусова: « …его декорации (церковная площадь, задник с собором, зимний лес) могли бы украсить любой столичный театр… Этот спектакль, насыщенный идейно, имеющий прекрасную музыку и оформление, войдет в фонд культурных достижений республики».

За создание оперного спектакля «Усть-Куломское восстание» в 1943 году творческий коллектив был высоко отмечен наградами: звания Заслуженный артист Коми АССР удостоен С. И. Ермолин (соавтор либретто), Заслуженный работник искусства Коми АССР – Н. М. Дьяконов (режиссер-постановщик) и В. А. Баусов (художник-постановщик).

Композитор и музыковед А. Г. Осипов, проанализировав музыку спектакля, сделал вывод: «Усть-Куломское восстание» с полным основанием можно назвать первой коми национальной оперой. В сочинении этом есть все, что характеризует сложное синтетическое произведение – оперу: арии, ансамбли, хоры, песни, речитативы».

 

Источники:

Митюшева Н. А. Первая коми опера // Коми театр. Свет минувшего / Надежда Митюшева. Сыктывкар, 2013. С. 107-119: фот. ( сделать скан прогр.+ фото )

Линевский А. М. «Куломдiнса восстание» // Вöрлэдзысь. 1942. 4 апр. (сделать скан)