В послереволюционные годы в школах и при клубах г. Усть-Сысольска и близлежайших селах (Помоздино, Корткерос, Выльгорт, Тентюково, Усть-Вымь) действовали драматические и культурно-просветительские кружки, которые осуществляли театральные постановки произведений русских классиков и современных авторов на коми языке. Однако зарождение коми национальной драматургии связано с именем В. А. Савина и его пьесой.

14 февраля 1919 года на сцене народного дома в Усть-Сысольске состоялась премьера первой драмы Виктора Савина «Ыджыд мыж» (Большая вина).

Для премьеры Виктор Алексеевич привлек пятнадцать воспитанников Усть-Сысольской учительской гимназии и трех работников уездного отдела народного образования И. Т. Чисталëва А. А. Ростиславина и А. Ф. Богданова.

На главные роли Парась и Митрея были выбраны учащияся учительской семинарии Елена Алексеевна Митюшева и заведующий подотделом единой трудовой школы Иона Тимофеевич Чисталëв (Жан Морöс, будущий поэт). Остальными участниками спектакля стали участники литературного кружка «Коми гижысь чукöр» при учительской семинарии, обладавшие актерскими способностями: А. А. Потапова, Г. М. Грязных, А. А. Морозова (Заболоцкая), М. В. Корычев (Пролетарский) и Е. И. Худяев.

                                   Участники спектакля «Ыджыд мыж» (Большая вина) В. Савина. 1919 год

На фото (слева направо): 1-й ряд: А. П. Оверина, Н. Симакова, В. П. Осипов, Е. А. Прокопьева, М. Корычев (Пролетарский).

2-й ряд: А. А. Морозова (Заболоцкая), А. Ф. Богданов, В. А. Савин, А. И. Мальцева, М. М. Соколов, А. И. Камбалова, А. И. Ростиславин.

3-й ряд: Г. М. Грязных, А. А. Потапова, Е. А. Митюшева, И. Т. Читсталев, Е. А. Анисимова, А. И. Худяев, В. П. Чисталев.

.

После премьеры в газете «Зырянская жизнь» от 19 февраля 1919 года появилась рецензия (отклик):

«…была поставлена пьеса «Ыджыд мыж» - первая драма чисто зырянского происхождения. Автор драмы Нëбдiнса Виттор (В. А. Савин) довольно удачно изобразил беспросветную, полную суеверий жизнь зырян. По содержанию это сильный психологический эпизод из жизни зырян, полный духозахватывающих моментов… Отверженный всеми и даже отверженный горячо любимой девушкой, Дмитрий решается на страшное дело. В темную зимнюю ночь он убивает любимую девушку и сам бежит в чужую сторону в поисках счастья, оставив на произвол судьбы сиротку Марью, влюбленную в него, которая от страшной невыносимой боли сходит с ума. Суд обвиняет безвинного Василия в убийстве Прасковьи и ссылает его на каторгу.

Но и чëрствая натура Дмитрия не выдержала мучений совести. Тяжкая вина, «ыджыд мыж», не даëт ему покоя. Счастья он не мог найти. И вот после трех лет скитаний на чужой стороне, измученный, настрадавшийся, Дмитрий возвращается обратно в родную сторону. Но и здесь мучения совести не покидают его. На могиле своей матери он открывает свою изболевшую душу и затем кончает жизнь самоубийством.

В общем, драма очень характерная, и остается только приветствовать ее появление в свет и благодарить автора. Что касается актеров, то все они довольно хорошо исполнили свои роли».

.

20 мая 1919 года «Ыджыд мыж» была показана во второй раз, но уже не в прежнем составе. В мае на борьбу с Колчаком и Деникиным ушли В. П. Титов, М. В. Пролетарский, Г. М. Грязных и В. П. Осипов.

Участие 18 самодеятельных актеров в первой постановке В. А. Савина на фоне их дальнейших трудовых, научных, общественных и творческих успехов выглядит более чем скромно. Но именно стараниями таких энтузиастов стала создаваться национальная культура. Опыт постановки «Ыджыд мыж» позволил Виктору Савину впоследствии собрать сыктывкарскую труппу любителей театра «Сыкомтевчук», руководителем которой он и стал.

В 1919 году драма в 4-х действиях «Ыджыд мыж» в Усть-Сысольске с большим успехом была показана три раза.

Публика ждала новых спектаклей. Запоминающимся явлением в жизни города стала новая постановка.

24 октября 1919 года на сцене Народного дома в первый раз была поставлена революционная драма в 3-х действиях «Шондi петыгöн дзoридз косьмiс» (На восходе солнца цветок увял) под руководством и при участии самого автора Виктора Савина. 

   Из газеты «Зырянская жизнь» от 23 октября 1919 года

.

В статье «Творчество среди народа Коми (зырян)», где автор подписался инициалами Г. А., отмечается:

« ...пьеса составлена так художественно, талантливо умело, что зритель невольно переносится по ходу игры в действительную жизненную обстановку зырян… Сама постановка драмы прошла восхитительно удачно. Артисты – зыряне провели свои роли бесподобно естественно, особенно отличились главные действующие лица: А. И. Панюкова (в роли матери), сам автор В. А. Савин (урядник Чабыров), Т. Т. Сердитов (больной сын), Фролов (отец) и маленький Оплеснин (в роли мальчика Вани)…

О спектакле можно без преувеличения сказать, что лучшего ожидать нельзя. Многочисленная публика после каждого действия дружно и искренно аплодировала, но особенное восхищение вызвало последнее действие, после которого зрители, многие еще сквозь слезы, без умолку аплодировали и вызывали несколько раз автора, которому было брошено из залы несколько букетов живых цветов…»

Из источника: Г. А. Творчество среди народа коми (зырян): [о первой постановке драмы В. Савина

«Шондi петiгöн дзоридз косьмис» в Усть-Сысольске] // Зырянская жизнь. 1919. 30 окт.

 .

«В течение «Недели фронта» и «Недели Красной молодежи» выездная труппа под руководством Виктора Савина посетила свыше 20 селений, устанавливая спектакли и вечера – «Коми рыт». В общем репертуар изобиловал всеми качествами: и спектакль, и пение, и декламация, и музыка. Помимо того, что все ставилось на родном и понятном всем языке, вызывавшем у всех восхищение, спектакли, по своему агитационному характеру открыли многим глаза, рассеяли в значительной степени темноту и невежество зырян с их мрачными предрассудками…»

   Из газеты «Зырянская жизнь» от 10 марта 1920 года  

.

К началу 1921 года шестьдесят участников театральной самодеятельности объединились в первый полупрофессиональный театр Сыкомтевчук (Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукӧр, т. е. Труппа артистов Сыктывкарского коми театра). Организатором, режиссером и ведущим актером труппы стал Савин. Свои задачи коллектив видел в том, чтобы «создать народный коми театр, дать малопросвещенному, отсталому народу коми культурное воспитание путем постановок спектаклей на родном языке».

 

ИЗ ПРОТОКОЛА ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОБРАНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ АРТИСТОВ г. УСТЬ-СЫСОЛЬСКА О СОЗДАНИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТРУППЫ «СЫКОМТЕВЧУК»

     25 января 1921 г.

Слушали: 1. Доклад т. Савина, в кратких чертах указавшего на значение театра вообще и, в частности, для народа коми, как об одном из важнейших средств для поднятия культурного уровня и углубления самосознания масс.

Постановили: сознавая всю важность театра для народа коми и вполне соглашаясь с докладом т. Савина, создать при подотделе искусств Уполитпросветкомитета¹ постоянную коми труппу в г. Усть-Сысольске, как культурном центре народа коми, наименовав таковую «Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукöр», сокращенно «Сыкомтевчук».

Слушали: 2. Организационные вопросы.

Постановили: а) на «Сыкомтевчук» возлагается постановка исключительно коми пьес (оригинальных и переводных), поэтому в труппу входят лица, хорошо владеющие коми языком...*

Председатель совещания С. Попов

Секретарь И. Шестаков
.

Сыкомтевчук, или как его называли в народе «театр Савина», был своего рода творческим итогом развития самодеятельного агиттеатра периода гражданской войны. Между агиттеатром и театром Сыкомтевчук была преемственность не только в задачах, но отчасти и в формах и в методах работы.

Свой первый сезон Сыкомтевчук открыл пьесой А. Неверова «Бабы» в переводе на коми язык. Вслед за ней по примеру агиттеатра военных лет в 1921 году был проведен спектакль-митинг «Золотой клубок» («Зарни ёкмыль») в честь Парижской Коммуны, а также спектакли-митинги во время «недели помощи голодающим». Специально для «недели помощи...» Савин написал пьесу «Долг» («Водзӧс»), рисовавшую жизнь голодающих крестьян Поволжья и призывавшую к оказанию им помощи.

О первых шагах Сыкомтевчука и о театре тех лет Савин писал:

«Коми труппа Сыкомтевчук ... ставила спектакли каждую неделю и разъезжала по многим волостям, причем играла совершенно безвозмездно... Каждая новая пьеса с жадностью схватывалась, переписывалась и переходила из одного села в другое. Но репертуар был очень скуден и не мог удовлетворять запросы с мест. Тут выявилось самодеятельное творчество местных культурных работников: занялись переводами русских пьес, переделками их, появились и свои доморощенные драматурги, которые на скорую руку стряпали пьесы и ставили на деревенской сцене. Ставили все, что попадалось под руку. На содержание мало обращалось внимания — лишь бы устроить спектакль, а там будь что будет».

                 Здание Народного дома, центра культурной жизни в Усть-Сысольске. Фотография 1920-х годов

.

В начале 20-х годов несколько пьес коми и десяток переводных русских пьес, находившихся в репертуаре, не могли удовлетворить театральную самодеятельность ни по тематике, ни по художественному уровню. Поэтому наиболее активные участники Сыкомтевчука пробуют писать пьесы сами. Известной популярностью пользовалась, например, детская пьеса Сухановой «К свету» («Югыдлань»).

Начинается подъем национальной драматургии. Значительным этапом в ее развитии являются сатирические пьесы Савина «Дым» («Тшын», 1924), «В раю» («Райын»), «Неприкаянная душа» («Инасьтӧм лов»), «Тöдтöм туйöд», «Черань» (1925), «Куломдiнса бунт» (1928); «Знаменье» (1930), «Моль» (1931). Выдержав испытание временем, некоторые из них до сих пор удерживаются на сцене. 

      

.

«Дым» осмеивал пустую мечту нэпманов о возрождении частнособственнического капитала в Коми крае. Усть-Сысольский мещанин Мосей Гришка считает себя высококультурным человеком. Ему претит соседство с «низким» людом, с зырянами, он третирует родной народ и его «грубый» язык, щеголяет безобразно исковерканным русским. К тому же Мосей Гришка жаден. Какие-то проходимцы обворовывают его, оставляя «в дыму-чаду, как с похмелья». Идея пьесы, конечно, не в том, что «вор у вора дубинку украл». Всем своим пафосом она утверждала историческую обреченность всяких надежд на реставрацию капитала.

Двухчастная комедия «В раю» («Райын») и «Неприкаянная душа» («Инасьтӧм лов») разоблачали церковь, религию, веру в потусторонний мир. Сюжет комедии «В раю» прост: это юмористический рассказ о путешествии духа умершего крестьянина по раю и аду. В пьесе нет развернутой интриги, но благодаря образу центрального героя — весельчака Сюзь Матвея — она стала живой и занимательной. Имя его сделалось нарицательным. Своими песнями и прибаутками, сопровождавшимися игрой на старинном музыкальном инструменте «сигудке», он издевается над «святыми». «Я свою деревню ни на какой небесный рай не променяю»,— эти многократно повторенные слова Сюзь Матвея стали лейтмотивом произведения, звучавшего как жизнерадостный гимн земле и труду.

Молодой драматург Н. Попов (Жугыль) дебютировал в 1923 году пьесами «Коді мыжа?» («Кто виноват?») и «Олыштан да муса лоӧ» («Стерпится — слюбится»). В обеих пьесах неприглядные картины дореволюционной коми деревни воспитывали ненависть к остаткам прошлого. Но Н. Попов подобрал слишком черные краски, чтобы выпятить «идиотизм» предоктябрьской деревни, его изображение жизни крестьян получилось слишком односторонним. Пьеса «Кто виноват?» переполнена убийствами, но социальные причины кровавых событий не вскрыты, а крестьянство предстает излишне робким и безропотным.

Объявление из газеты «Зырянский жизнь» от 10 марта 1920 года

.

В 1925-1927 годах В. А. Савин обращается к истории коми народа, в частности к истории бунта устькуломских крестьян в 1841-1843 годах. Он едет на место событий, ищет стариков - живых свидетелей, изучает архивные материалы. Пьесу называет «Усть-куломский бунт». Сюжет строит точно хронологически, сохраняя подлинные фамилии вожаков и участников событий. Спектакль был показан трижды.

«Кулӧмдінса бунт» кодь ыджыд ворсанторйыд ӧнӧдз миян эз на вӧв. Ыджыд, дерт, не кузянас (мунӧ 4 часысь дырджык, 8 картинаа), не ворсысь лыднас (50 кымын морт), ыджыд мич боксяньыс да тема боксяньыс… Уна йӧза ворсӧмъясыд (торъя нин 3-ӧд да 6-ӧд торъяс) татшӧм лӧсьыдатӧ миян гежӧда артмывлӧ. Мукӧд сценаяс дырйиис весиг сьӧлӧмыд юркнитлас – сэтшӧм бура ворсӧны».

Ӧльӧк Ӧндрей Попов.

 «Югыд туй». 1928 вося декабр 30-ӧд лун.

.

                                                                  Спектакль «Усть-Куломский бунт». 1928 год

.

Группа «Сыкомтевчук» функционировала около 8 лет, она имела большое значение для знакомства коми населения с новым искусством. Зрители, большинство из которых впервые увидели театральное представление, не замечали недостатков. Для них открылось неведомое: театр учил видеть добро, быть непримиримым к злу и несправедливости. Они входили в мир прекрасного.

.

В период нэпа деятельность Сыкомтевчука постепенно свертывается, и к середине 20-х годов коллектив распадается. Попытки возобновить его работу предпринимались неоднократно, но безуспешно. Театральная самодеятельность, даже при известной профессионализации некоторых трупп, не могла удовлетворить быстро растущих культурных запросов нового зрителя.

Если в первые годы после Октября любительские кружки добивались известного успеха благодаря своему энтузиазму и непривычности драматического искусства в глухих деревнях, то «...с переходом на мирное строительство, когда жизнь стала входить в нормальные условия, энтуизиазм стал постепенно ослабевать, и театральное дело начало падать. К этому прибавились и другие причины: возросло самосознание населения, произошло перерождение зрителя, старый репертуар (большей частью агитки и малосодержательные и нехудожественные пьески) отжил свое время, а новый не так-то легко было создать. В результате несколько лет подряд театр переживает определенный кризис, стоит на месте и не может двинуться вперед ни на шаг».

Народу коми нужен был профессиональный драматический театр. Переходом от Сыкомтевчука к профессиональному Коми драматическому театру стал полупрофессиональный Коми инструктивно-передвижной театр, открытый в начале 1930-х годов в Сыктывкаре по инициативе Виктора Савина.

.

Информация и фото из источников:

Митюшëва Н. А. Коми театр. Свет минувшего: очерки, статьи и документы о любителях и мастерах коми сцены. – Сыктывкар, 2013. – С. 30-36. 

Г. А. Творчество среди народа коми (зырян): [о первой постановке драмы В. Савина «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» в Усть-Сысольске] // Зырянская жизнь. 1919. 30 окт. 

Виктор Савин в портретах, иллюстрациях, документах / сост. Т. И. Гуляев. - Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1988. – С. 45.

Микушев А. Коми театр // История советского драматического театра. 1921-1925. Т. 2. 1966. С. 396-398.

Из протокола организационного собрания самодеятельных артистов г. Усть-Сысольска о создании театральной труппы «Сыкомтевчук»: от 25 января 1921 г. // Культурное строительство в Коми АССР, 1918-1937 : сборник документов. Сыктывкар, 1979. С. 71.

Удоратина М. А. Дорога длиною в жизнь : к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Ивана Ивановича Аврамова (1915-1985) / М. А. Удоратина ; МБУК «Литературно-театральный музей имени Николая Михайловича Дьяконова». - Сыктывкар : [б. и.], 2016. – С. 10.

Ланской Н. Новая пьеса : [о пьесе В. Савина «Водзöс» («Взятое взаймы») на сцене Нар. дома в г. Усть-Сысольске] // Югыд туй. 1921. Октябр 6 лун.

Савин В. Коми театр // Югыд туй. 1922. 2 дек.

Старцев С. А. (Полярный Ст.) «Сыкомтевчуксянь» профессиональнöй театрöдь // Вöрлэдзысь. 1936. Сентябр 1 лун.

История театральной жизни в Коми крае с 1919 года