8 июля 1943 года приказом по Управлению Интинского исправительно-трудового лагеря из заключенных «профессиональных работников искусств» был сформирован музыкально-художественный ансамбль Интастроя численностью 20-25 человек.

Инспектор Г. Ю. Калакуцкая силами заключенных осуществила агитмонтаж. Позже были поставлены спектакли «Без вины виноватые» и «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова, образовался музыкально-художественный ансамбль Интастроя.

В октябре 1945 - феврале 1946 года коллектив театра пополнился до 100 человек (25 вольнонаемных и 75 заключенных). По личному распоряжению начальника лагеря в Инту пришел специальный этап театральной интеллигенции. В составе театра заявили о себе: драматическая студия, эстрадно-симфонический и духовой оркестры, хореографическая студия, вокальная группа, хор, студия художественного слова, конферанс и цирк.

Театр базировался в здании центрального клуба Интастроя. Здание построено в 1944 году, реконструировано в 1946 году.

.

Художественным руководителем стал выдающийся певец Н. К. Печковский, балетной труппой руководила балерина Т. В. Вераксо, симфоническим оркестром — дирижер А. Ф. Ордынец.

Декорации к спектаклям оформляли А. Тамвелиус, А. С. Малешевский, М. Я. Грасс. Театр ставил оперы и отрывки из опер «Кармен» Ж. Бизе, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балетные номера «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, оперетты «Баядера» И. Кальмана, «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стотгарта, драматические спектакли «Без вины виноватые», «Лес» А. Н. Островского. Музыкальный ансамбль устраивал выездные концерты в лагерных пунктах, где имелись большие помещения столовых со сценами и клубы.

                                                                         Труппа Интинского театра

.

После закрытия Интинского ИТЛ и образования Минерального лагеря (1948 год) деятельность театра была ограничена. С 3 мая 1950 года в связи с нерентабельностью работы театра в поселке Инта и отсутствием средств театр был переведен на положение клуба. Сохранились программки спектаклей: «Паяцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Калиновая роща», «Васса Железнова», «Слуга двух господ».

При лагерных пунктах существовали кружки художественной самодеятельности, на основе которых были образованы культбригады из вольнонаемных и заключенных актеров. Часть актеров и музыкантов (Т. В. Вераксо, А. Ф. Ордынец, Д. П. Санин, Н. Г. Салий, О. А. Ачкасова и другие) остались в г. Инте после освобождения из лагеря, некоторые из них руководили кружками художественной самодеятельности, преподавали в музыкальной школе, играли в народном театре.

.

            Николай Константинович Печковский (1896-1966)

Солист Мариинского, затем Большого театра. Артист, награжденный орденом Ленина, на концертах которого присутствовал сам Сталин, в начале войны оказался на оккупированной территории, попал в поле зрения ВИНЕТА (специально организованная немцами структура, которая была призвана нести «культуру в массы» на оккупированных территориях), и его взяли в концертную бригаду. После войны осуждён на 10 лет.

С приездом Н. Печковского в Печоре началась работа над постановкой оперы «Паяцы». Партитуры не имелось. Печковский напел все партии оперы, а талантливые лагерные музыканты оркестровали их с его голоса. Спектакль произвел на всех огромное впечатление, Печковский исполнял главную партию – Канио.

В Инте работал недолго – около двух лет с перерывами. Был этапирован в другие исправительно-трудовые лагеря.

Вышел на свободу в 1954 году. Приехал в Ленинград, но в Кировский театр его не взяли.

 

                 Тамара Владимировна Вераксо (1908-1966)

Известная балерина из Киева. Репрессирована за выступления в структуре ВИНЕТА. Нравственная сила и профессионализм были соединены в интеллигентной даме, как бы сошедшей с обложки модных журналов.

По воспоминаниям знавших её людей, даже лагерные охранники относились к Тамаре Вераксо без хамства, а то и с уважением. Она умела, если надо, защитить человека, могла прилюдно пристыдить за подлость, поэтому спустя время и лагерные уголовники стали с ней считаться. До конца жизни оставалась в Инте балетмейстером в ДК шахтёров.

.

                                    Николай Порфирьевич Клаус (1906-2001)

Дирижер, пианист, композитор. До войны с 33 лет возглавлял оркестр белорусского радиокомитета.

Автор музыки к первой детской опере по сказке Г. Х. Андерсена «Соловей», которая сделала его знаменитым. Он был талантливейшим музыкантом. Критики сравнивали его технику дирижирования с манерой известнейшего Евгения Мравинского. Во время Великой Отечественной войны, будучи главным дирижером Минского театра, спасал музыкантов–евреев от гестапо. С 1944 г. в Восточной Германии концертмейстер в структуре ВИНЕТА.

Отбывал срок в Инте. Организовал там симфонический оркестр, а позже стал главным дирижером и художественным руководителем Музыкального театра в Сыктывкаре. Театр при нем приобрел репутацию одного из лучших в стране профессиональных коллективов подобного профиля. После реабилитации проживал в Калуге.

              Рем Ермолин. Портрет дирижера Н. П. Клауса

По материалам Н. А. Баранова и В. С. Морозовой

.

Источники:

// Покаяние : коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий : [сборник / Коми респ. обществ. Фонд полит. репрессий "Покаяние"] ; [сост.: М. Б. Рогачев]. - Сыктывкар : [б. и.], 2016. Т. 12, ч. 1. С. 260-261.

Малофеевская Л. Н. Таланты в неволе ( из истории интинского театра) // Известия общества изучения Коми края: науч.-попул. краевед. журн. Сыктывкар, 2004. № 1. С. 45-52.

Малофеевская Л. Н. Становление театра // Город на Большой Инте / Л.Н. Малофеевская. Сыктывкар, 2004. С. 172-179.