В 1936 году учреждён приказом Ухтпечлага, хотя свой первый спектакль «На дне» в постановке М. Шнеерсона он показал еще в 1934 году. 

На сцене лагерного театра были показаны десятки спектаклей: драмы «Волки и овцы», «Женитьба», «Учитель танцев», «О душах», оперы, оперетты. В нем работали многие известные мастера сцены и кино, музыканты, художники.

В декабре 1951 году дорогостоящий театр был ликвидирован.

                                      В 1934 году было сдано двухэтажное деревянное здание театра

.

Михаил Михайлович Названов (1914-1964)

Закончил в Москве Музыкальный техникум. В возрасте 17 лет пришёл в Малый театр и был зачислен во вспомогательный состав. Позднее стал актёром Художественного театра.

В 1935 году по доносу коллеги М. Названов был арестован и приговорён к пяти годам. Срок отбывал в Ухте, с 1936 года выступал на сцене лагерного театра, принимал участие в концертах как певец, играл в спектаклях «Забавный случай», «Кармен», «О душах»

В марте 1944 года актёр был реабилитирован, выступал на сцене Театра им. Моссовета. Снялся во многих кинофильмах: «Иван грозный» в роли князя Курбского, «Гамлет» в роли короля и другие.

                                                     Михаил Названов в роли князя Курбского

.

Константин Владимирович Эггерт (1883-1955)

В 1906 году окончил юридический факультет Московского государственного университета, но увлечение театром взяло верх, и уже в 1910 году он оканчивает актёрскую школу при Московском художественном театре (МХТ).

Работал в МХТ, в Камерном и Малом театрах. Участвовал в заграничных гастролях. Играл в кино. Яркая внешность, пронзительный взгляд принесли К. Эггерту славу погубителя женских сердец, отъявленного злодея. В 20-30-х годах киноленты с его участием вызывали аншлаги: «Аэлита», «Медвежья свадьба», «В город входить нельзя».  Эггерт блистательно проявлял себя не только как актер, но и как талантливый режиссер.

Репрессирован (1938—1946 гг.). Приговорен за «шпионаж». Постановщик опер и оперетт в лагерном театре Ухты, прекрасный чтец в концертах.

Эггерт, как свидетельствуют современники, поражал умением элегантно, артистически работать на сценической и съемочной площадках. Репетиции проходили остро, эмоционально напряженно. Его за глаза звали - "бароном". Не по высокомерности его поведения, но потому, что он тщательно следил за собой, за манерами и внешностью. И был требовательным к исполнителям до безжалостности.

.

Владимир Михайлович Каплун-Владимирский (1891-1979)

Скрипач, дирижер Харбинского и Большого театров, будущий первый дирижер музыкального театра в г. Сыктывкаре.

В 20-е годы судьба забросила Владимира Михайловича на Дальний Восток, где он дирижировал оркестрами в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, гастролировал по Японии, Китаю, Индии, Голландии. Арестован в 1936 году по подозрению в шпионаже.

С приходом В. М. Каплун-Владимирского в репертуаре лагерного театра появляются музыкальные спектакли: «Марица», «Сильва», «Баядера», «Кармен»  и другие. В целом, репертуар Ухтинского театра в военный и послевоенный периоды наряду с произведениями о войне заключал спектакли легкого, развлекательного жанра, что соответствовало общей тенденции в лагерном искусстве того времени.

Но с первых дней своего существования Республиканский музыкальный театр стал включать в свой репертуар лучшие образцы мировой оперной, балетной и опереточной классики. На счету В. М. Каплун-Владимирского постановка более 40 опер и оперетт.

Рем Ермолин. Портрет дирижера В. М. Каплун-Владимирского. 1966 год

В. С. Морозова

.

Театр невольников

.

Многие сегодня задаются вопросом об отношении к лагерному театру. По словам актрисы, автора книг «Жизнь-сапожок непарный» и «На фоне звезд и страха», Тамары Владиславовны Петкевич, «во времена тоталитарного режима не может быть свободным никакой театр: ни лагерный, ни «вольный».

На мемориальной доске, помещенной на фасаде Дома культуры железнодорожников, высечены слова, которые обращены к деятелям искусства и культуры Печорлага: «А наше бремя от времени не спрячешь: время свое найдет и отдаст».

Театр ГУЛАГа занимает особое место в отечественной культуре. Прямая линия от крепостных трупп, создававшихся честолюбивыми барами, ведет к театрам лагерных управлений и масштабных строительств.

Начальник «Печоржелдорстроя» В. А. Барабанов в 1938 году привез с собой с Дальнего Востока на Печору труппу, в которой насчитывалось 140 профессиональных режиссеров, актеров, певцов, артистов балета, музыкантов и художников. Все они — заключенные, а этим многое сказано. Театрально-эстрадный коллектив культурно-воспитательного отдела Северо-Печорской железной дороги в первые годы своего существования провел сотни выступлений в клубах лагерных пунктов и не меньше — в бараках, в поле и на стройплощадках.

Настоящий дворец для профессионального театра заключенных — Дом культуры железнодорожников — планировалось открыть к 31-й годовщине Великой Октябрьской революции. Более тысячи строителей-заключенных 4-й колонны в три смены возводили стены здания, осуществляя проект ленинградских архитекторов, учеников В. Лидвая, тоже заключенных. Известные мастера выполняли строительные работы, гипсовую лепнину. Например, член Коминтерна, художник театра «Ла Скала» Казесси, репрессированный в конце 30-х годов.

На открытие первого театрального сезона начальник «Печоржелдорстроя» А.И. Боровицкий пригласил из Москвы высших руководителей «системы». Для них были сооружены величественные ложи-балконы.

«Рябило в глазах от золотых погон и звезд», — вспоминают свидетели торжества. За кулисами под бдительным взором охраны волновались актеры-заключенные. Лучшие артисты играли на подмостках вновь открывшегося театра. Им хорошо была знакома и сцена Большого и Малого театров, и сцена МХАТа.

Долгие годы художественным руководителем театрального коллектива культурно-воспитательного отдела являлся выпускник Одесской консерватории В. А. Ключеров. Его друг и коллега по сцене С. П. Артемов возглавлял группу духовых инструментов оркестра. Иллюзионист Госцирка В. А. Каманчаджян дарил зрителям минуты радости.

Репертуар тех лет говорит сам за себя: «Бесприданница» А. Островского, «Баядера», «Марица» И. Кальмана, пьесы А. Чехова, Н. Гоголя.

                                                              Сцена из спектакля «Волки и овцы»

.

Классический репертуар, который играли артисты, не требовал звукоусилительной аппаратуры. Прекрасная акустика зрительного зала, мастерство, профессионализм актеров делали доступным каждое слово, произнесенное со сцены. Достоянием театра КВО был рояль фирмы «Стенвей».

Дом культуры железнодорожников — ровесник города. Вот уже полвека его бархатный занавес открывает творческие сезоны. Костюмерная хранит уникальные театральные костюмы 1934 года, на которых оставили след клеймо ГАБТа и театра КВО. Кому принадлежали эти сценические наряды? Теперь и не узнаешь, ведь были случаи из «той» эпохи, когда прямо после спектаклей ведущих актеров театров уводили на 10—25 лет, а может, навсегда.

Дом культуры железнодорожников станции Печора внесен в государственный список памятников истории и культуры. Ныне ДКЖ — единственный в мире дом-музей театра ГУЛАГа.

Ю. Кожевин

.

Источники:

Кожевин Ю. Театр невольников // Печора молодости нашей. – Печора, 1999. – С. 16; Печора молодости нашей. – Печора, 2009. – С. 24-25.

Об истории ГУЛАГовского театра Печоры

Козлова Д. Т. Театры ГУЛАГа и их роль в развитии театрального дела в Коми Республике // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории коми.– Сыктывкар, 1997. – С. 103-115.