Народная одежда коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов.

Мужской костюм

Основной частью мужского народного костюма служила рубаха - "дöрöм". В XIX в. их обычно шили из белого холста, пестряди, а позднее, в конце XIX - начале XX вв. и из ситца. Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. На правой стороне груди делали разрез.

Штаны (гач) у коми были также близки к старинному типу штанов русских крестьян. Нижние - шили из сурового холста - глухие, на вздержке, между штанинами вставляли клинья. Верхние штаны для лета шили из пестряди, чаще всего синие в белую полоску, а зимой - из домотканного, реже фабричного дешевого сукна или бумажного трико обычно черного цвета.

Коми обычно носили штаны с сапогами, или с низкой кожаной обувью или галошами, заправляя концы в наговицы или длинные шерстяные чулки, поэтому их делали слегка суживающимися книзу.

Простейшим видом верхней одежды, надеваемой поверх нагельной рубахи и штанов, служил "шабур" - глухая одежда, сшитая из грубого синего или сурового холста. Такая рубаха называлась "юр дöрöм ". Эту одежду носили мужчины и женщины как рабочую блузу обычно подпоясанной. Мужчины носипи ее летом, отправляясь на охоту, женщины - когда ехали в лес за дровами или за сеном.

Зимней одеждой у коми служит шуба - "пасть" со сборами, нагольная или покрытая сукном. Слово "пась" у коми (как и Удмуртов) означает одновременно шкуру и одежду, что указывает на древнее происхождение этого вида одежды.

У ижемских коми наиболее распространенным видом одежды являлась малица ("малича") - глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами. Шьют малицу женщины на руках, нитками служат сухожилья. Мужчины надевают малицу поверх пиджака и брюк. Сверху малицы носят еще специальный чехол "малича кышан", сшитый из сатина или какой-либо хлопчато-бумажной ткани.

В сильные морозы, отправляясь в дорогу, ижемцы надевают "сöвик" - глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик надевают поверх малицы.

Непременным предметом мужской одежды были пояса. Мужские пояса различались по материалу и технике изготовления (тканые из шерсти, плетеные из ниток, кожаные), а также по длине и ширине в зависимости от назначения.

Женский костюм

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами.

Основным элементом женского костюма является рубаха ("дöрöм"). Раньше рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой. Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней ("сос") и нижней - "мыг" (станина, стан).

Поверх рубашки девушки и замужние женщины носили сарафан "сарапан", который подпоясывали узорным поясом. Шили сарафаны из различного материала: из крашеного холста, набойки, домотканной пестряди, фабричных тканей.

Спереди сарафан зачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому.

Поверх сарафана коми женщины носили запон - передник без нагрудника.

Головные уборы

Большим разнообразием отличаются головные уборы.

Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш. По Летке девушки носили берестяной обруч, обтянутый красным сукном и обшитый разноцветным бисером - вероятно, наиболее древный из традиционных головных уборов коми девушек.

Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани.

К традиционным головным уборам коми-зырянок относится сборник. В прошлом женщина впервые надевала сборник на свадьбу и носила затем по праздникам, примерно до 45-50 лет.

Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. К этой группе относится свадебный и праздничный головной убор ижемок "треюк", или как его еще называли "ошувка". Шили треюк из парчи с подкладкой из коленкора или сатина. Под треюк надевали простой чепец - "волосник", а сверху покрывали красивым шелковым платком с бахромой - "сырья чышьян". Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы.

В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока - "юр кöртöд".

Традиционная мужская и женская обувь

Традиционная мужская и женская обувь у коми почти не различалась по покрою. В зимнее время носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим)- валяные головки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами. В северных районах зимой носили: «тцбцки»- сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу; «пимы»- сапоги с голенищем выше колен, также сшитые из оленьего меха ворсом наружу.

В качестве весенней и осенней обуви коми оленеводы носили «кисы»- головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до 20 см - суконные или кожаные. Охотники и рыболовы пользовались специальной обувью для промысла: осенью - кожаные сапоги с длинным голенищем (бакилц), а зимой - особые лыжные ботинки (лызь кцм), которые шились из одного куска тонкой сыромятной кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками. Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками (кузь сера чувки), которые завязывались под коленом специальными повязками. Меховую обувь носили с меховыми чулками - липтами, которые шились мехом внутрь.

Летом и осенью коми носили: поршни (чуктцм, чарки), сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; коты (кцт)- кожаную обувь с невысоким суконным голенищем. Такую обувь носили поверх холщовых портянок или шерстяных узорчатых чулков.

На Лузе и Вычегде носили лапти (нинкцм), плетеные из бересты и липового лыка.

Источники:

Сарафан да кафтан : традиционный костюм коми народа : дайджест / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», Центральная городская библиотека ; сост. : Н.Н. Прикуль, М.А. Першина. – Сыктывкар, 2008.

Этнографическая электронная энциклопедия (komi.com/folk/komi/)