Интинский лагерь НКВД – МВД СССР

Организован 11 декабря 1941 года в поселке Инта Кожвинского района Коми АССР. Специализировался на геологоразведке, добыче угля, строительстве, лесозаготовках, сельском хозяйстве.

В июле-августе 1941 года рядом с лагерем прошла Северная железнодорожная магистраль, и заключенные Печорского лагеря провели к руднику железнодорожную ветку, что позволило резко улучшить материально-техническое снабжение строительства.

15 октября 1942 года первый эшелон интинского угля пошел потребителям. Полным ходом шло строительство еще 4 шахт. С 1943 года в состав Интинского лагеря вошли: угольный рудник Еджыд Кырта (среднее течение Печоры), совхозы «Красный Яр» и «Кедровый Шор», инвалидный лагпункт Адзьвавом, Кожвинское лесное и Кожвинское транспортное отделения.

Летом 1948 года Интинский лагерь был разделен. Из него выделился самостоятельный особый лагерь № 1 («Минеральный»), в котором содержались особо опасные государственные преступники. Группа лагподразделений Интинского ИТЛ была разбросана по значительной территории - от Печоры (Кожва) до Абези. Средняя наполняемость лагпунктов составляла 20-25 тыс. человек.

Интинский лагерь имел свой небольшой театр, в котором работали Николай Константинович Печковский - знаменитый тенор, солист Мариинского театра, певица Лина Лувере - жена композитора Прокофьева, Нина Горская - жена артиста кино Бориса Чиркова.

.

В разное время в лагере на положении заключенных находились - Алексей Яковлевич Каплер, актер и режиссер кино, Валерий Семенович Фрид и Юлий Теодорович Дунский, детская писательница Евгения Александровна Таратута, профессор Николай Николаевич Пунин (муж Анны Ахматовой). В Абезьском лаготделении умерли философ и историк Лев Платонович Карсавин, бригадный генерал довоенной Литвы И. Б. Йодишюс. В лагпункте Адак умер известный деятель украинской культуры, историк Виктор Дмитриевич Юркевич.

.

Валерий Семёнович Фрид (13.01.1922 - 1998) - советский и российский драматург, киносценарист. Член Союза писателей СССР.

Валерий Фрид родился в семье профессора, директора Института бактериологии Семёна Марковича Фрида. Мать - Елена Петровна Высоцкая. Вскоре после рождения Валерия семья переехала в Москву.

В школе Валерий подружился с Юлием Дунским, учившемся в параллельном классе. В дальнейшем Валерий Фрид и Юлий Дунский вместе учились во ВГИКе (с 1940 года, Фрид учился на сценарном факультете), ушли в армию, вместе были репрессированы по одному делу, вместе вернулись, вместе писали сценарии, жили в одном доме, в одном подъезде, на одном этаже. Так продолжалось до смерти Юлия Дунского 23 марта 1982 года.

В 1944 году, сдав досрочно экзамены по теоретическому курсу, ушёл добровольцем на фронт.

19 апреля 1944 год был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской молодёжной группе и в террористических намерениях.

По этому же делу проходили студенты московских высших учебных заведений. Всего было арестовано 13 молодых людей — друзей, собиравшихся у одной из своих подруг в комнате коммунальной квартиры на Арбате.

После ареста Фрид был отправлен в Лубянскую, затем переведен в Бутырскую тюрьму. После окончания следствия Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Фрида на 10 лет ИТЛ и два года ссылки по 58 ст.

С 1945 года по май 1950-го Фрид находится в пересыльной тюрьме на Красной Пресне. Затем в Каргопольлаге (станция Кодино Архангельской области). Оттуда переводят в 15-й лагпункт Ерцево.

С 1950 года отбывает срок в Инте. Здесь он участвует в лагерной художественной самодеятельности.

8 января 1954 года Валерий Фрид освобождается из лагеря по окончании срока.

С 1954 года живет на поселение в Инте. Работает дежурным на водокачке, бухгалтером ОТС. 28 мая 1956 года он реабилитирован. И в 1957 году Фрид возвращается в Москву, защищает диплом во ВГИКе и работает сценаристом совместно с Ю. Дунским.

В. Фрид и Ю. Дунский похоронены рядом, на московском Донском кладбище.

.

Юлий Теодорович Дунский (22.07.1922 - 1982) - советский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Их имена привычно звучат вместе, как будто одним словом - Фрид и Дунский. Вместе с В. Фридом учились в школе (в параллельных классах), поступили во ВГИК, ушли в армию, вместе были репрессированы по одному делу. Было арестовано 13 человек молодых людей, друзей, собиравшихся у одной из своих подруг в комнате коммунальной квартиры на Арбате. Группе вменялось, что они готовили покушение на Сталина, когда его кортеж будет проезжать по Арбату в Кремль. Следователей даже не смущало, что окно комнаты, где собиралась молодежная компания, выходило не на Арбат, а в переулок. Но возможно, что именно это послужило тому, что их не расстреляли, а «всего лишь» арестовали.

Они вместе вернулись, вместе писали сценарии, даже жили в одном доме, в одном подъезде, на одном этаже. Юлий Дунский покинул своего друга только один раз - 23 марта 1982 года, уйдя из жизни.

.

Алексей Яковлевич Каплер (11.10.1903 - 11.09.1979) - советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, телеведущий программы «Кинопанорама». Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.

Родился в 1903 году в семье киевского купца первой гильдии Якова Нафталиевича Каплера и Раисы Захарьевны Каплер.

В молодости играл в киевском эстрадном театре.

Принимал участие в написании сценариев к фильмам: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Полосатый рейс» и др. В него была влюблена дочь Сталина Светлана Аллилуева:

Роман почти 40-летнего Каплера со школьницей Светланой привел к тому, что в 1943 году Каплер был арестован, обвинен в связях с иностранцами и шпионаже в пользу Англии и выслан на пять лет в Воркуту, где работал фотографом; в 1948 году, освободившись, Каплер приехал в Москву в командировку, вновь был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Инту (Коми АССР). Освобожден и реабилитирован в 1954 году.

Официально Каплер был женат трижды: сначала на актрисе Татьяне Златогоровой, затем на актрисе Валентине Токарской, с которой познакомился в воркутинской ссылке; третьей и последней женой Каплера была поэтесса Юлия Друнина.

По завещанию похоронен на Старокрымском кладбище.

.

Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский религиозный философ, историк-медиевист, поэт.

Родился в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны. Ученик И. М. Гревса, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1906 году. С 1909 года преподаватель в Историко-филологическом институте.

В 1920 году один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 году избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения. В августе 1922 года был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения.

В ноябре 1922 года выслан вместе с группой из сорока пяти деятелей науки и культуры и членами их семей в Германию. В Берлине был избран товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудник Русского научного института, соучредитель издательства «Обелиск». С 1926 года жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.

В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете (Каунас; впоследствии Университет Витаутаса Великого). С 1928 по 1940 годы профессор всеобщей истории университета в Каунасе. С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс стал профессором Вильнюсского университета. С 1941 года одновременно преподавал в Художественном институте. Короткое время работал в Художественном музее.

В 1944 году советскими властями отстранен от преподавания в Вильнюсском университете, уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР.

.

Николай Константинович Печковский (13.01.1896 - 24.11.1966) - русский оперный певец (лирико-драматический тенор).

Пению учился у Л. Д. Донского. С 1913 года драматический актер в Сергиевском народном доме. Профессиональную деятельность начал в 1918 году в оперной студии К. С. Станиславского (проходил обучение актёрскому мастерству под руководством Н. В. Демидова).

В 1921-1923 годах солист оперной студии Большого театра. С 1924 по 1941 годы - ведущий солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

Печковский создал целую галерею неповторимых образов — Ленский, Отелло, Вертер. Любимой и наиболее заметной его партией был Герман в «Пиковой даме». Исполнял также камерные произведения (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов и др.), сочинения советских композиторов, народные песни, русские городские романсы. В 1939 году Печковский был отмечен званием Народного артиста РСФСР и награждён орденом Ленина. В том же году ему поручили возглавить филиал Театра имени Кирова.

Роковую роль в судьбе певца сыграла Великая Отечественная война, когда в силу непредвиденных обстоятельств он оказался на оккупированной территории, в Вырице. Сотрудничал с немцами, в то же время помогал партизанам, передавал советскому командованию ценную информацию, спасал от гибели соотечественников. Мог он и подписать один из многих предлагаемых ему зарубежных контрактов, но стремился вернуться на Родину. После войны Печковский был осуждён по обвинению в связи с фашистами, прошёл лагеря ГУЛАГа, в 1954 году реабилитирован. Тем не менее, ни в один театр после реабилитации и освобождения допущен не был, ему разрешили лишь вести любительскую музыкальную студию.

.

Николай Николаевич Пунин (16.11.1888 - 21.08.1953) - историк искусства, художественный критик.

Родился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1888 году. Выпускник царскосельской гимназии 1907 года. С 1913 по 1916 годы - сотрудник журнала «Аполлон», ради которого ему даже пришлось оставить университетскую карьеру.

В 1913-1934 годах работал в Русском музее, после революции - комиссар при Русском музее и Государственном Эрмитаже. В 1927 году возглавил отделение и создал экспозицию новейших течений в искусстве Русского музея. В 1934 году уволен из музея.

Заместитель директора Ленинградского Государственного Института Художественной Культуры (ГИНХУК), позже - профессор Ленинградского государственного университета и Института Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии Художеств.

Автор книг «Японская гравюра», «Андрей Рублёв», «Татлин». В 1920 году вышла книга «Современное искусство» (цикл лекций), в 1927-1928 гг. - «Новейшие течения в русском искусстве», в 1940 году - учебник по истории западноевропейского искусства.

Был арестован в 1921 году по делу «Петроградской боевой организации».

В 1930-ые годы Пунин был арестован, Ахматова немедленно выехала в Москву, с помощью Бориса Пастернака сумела передать прошение в Кремль, и Пунин был отпущен.

Репрессирован в 1949-1953 годах. Погиб в заключении в Воркуте. Посмертно реабилитирован.

.

Евгения Александровна Таратута (17.05.1912 - 03.10.2005) - советская писательница, литературовед.

Родилась в семье живших в эмиграции революционеров. Отец - Александр Григорьевич Таратута (Овсей Меер Гершкович), создатель ряда анархических групп, мать - Агния Маркова.

В 1932 году окончила филологический факультет МГУ, кандидат филологических наук. Работала в журнале «Смена». Евгения Александровна была арестована в 1950 году по обвинению в шпионаже. 10 месяцев она провела в тюрьме, а летом 1951 года, получив 15 лет строгих лагерей, была отправлена в Коми АССР, в лагерь Абезь.

Евгения Александровна Таратута была реабилитирована и освобождена в апреле 1954 года.

С середины 1950-х годов занималась творчеством Этель Лилиан Войнич, разыскала совершенно забытую писательницу в США, подготовила к публикации в СССР её собрание сочинений. Автор нескольких книг о жизни и творчестве С. М. Степняка-Кравчинского. Мемуарист, автор воспоминаний о Корнее Чуковском, Василии Гроссмане, Норе Галь и др.

.

Виктор Дмитриевич Юркевич родился 26.12.1898 года в Закавказье, по месту службы отца - военного врача. Вступив в Петербурге в гимназию, Виктор с братьями был вынужден часто менять места обучения, но это не помешало ему освоить несколько языков, овладеть игрой на скрипке, хорошо рисовать, быть широко осведомленным в музыкальном и изобразительном искусстве.

Первая мировая война застала семью в Кременчуке. Отец был мобилизован в полевой госпиталь.

В 1917 году Виктор закончил Кременчукскую реальную школу и вступил на физико-математический факультет Московского Университета. Не расставаясь с мечтой об изучении украинской истории, которой решил посвятить жизнь, уже в 1918 году он вернулся в Украину, в Киев, где вступил на историко-филологический факультет Университета Святого Владимира. В 1919 году вся семья Юркевичей поселилась в Киеве.

В 1923 году Виктор Юркевич окончил Университет по отделению истории Украины. В 1924 году его утвердили аспирантом. Вскоре Юркевич стал одним из ближайших учеников и помощников М. Грушевского. В феврале в 1927 года Юркевича утверждают действительным членом Исторической секции ВУАН. В это время началось открытое уничтожение созданной М. Грушевским школы украинской истории и соответствующих учреждений ВУАН. Заклейменный контрреволюционером, фашистом, буржуазным националистом, вместе с единомышленниками - «грушевьянцами», Юркевич был практически лишён возможности заниматься наукой. Его труды не публиковались. В 1934 году его, «как несоответствующего требованиям института и его работы», освободили из вновь созданного на базе исторических учреждений ВУАН Института истории. Юркевич остался без работы.

В 1937 году Виктор Юркевич был арестован. Он был абсурдно обвинен в украинском национализме и шпионаже. Осужден к 10 годам концлагерей. В июле 1938 года прибыл в Воркутлаг, работал на шахте №1 в Воркуты, а с осени – на станции Усть-Уса, на перегрузке угля с железной дороги на баржи. Имея слабое здоровье, выдержал лишь одну зиму каторжного труда, и вместе с другими безнадежными инвалидами в 1939 году был сплавлен по реке Усе в «Санкомандировку Адак». 12 сентября 1939 года умер.

.

С марта 1953 года предприятия Печорского угольного бассейна были переданы Министерству угольной промышленности СССР, а железнодорожные и лесные лагеря - соответственно Министерствам путей и сообщений и лесной промышленности СССР. Последовавшая за этим амнистия заключенных и реорганизационные процессы нанесли смертельный удар по всей системе ГУЛАГа. Демонтаж Интинского лагеря велся поэтапно и окончательно завершился в 1957 году.

Лагерь положил начало городу Инта, в герб которого вошла и водонапорная башня, построенная интернациональными бригадами строителей-заключенных (в основном литовцами).

Кроме интинской башни, памятники погибшим на приполярной земле поставлены в Абези, Адаке, на Восточном поселке и в центре города.

.

Интинский театр

В 1940-50–е годы действовал в Инте при Доме культуры шахтеров музыкально-драматический театр.

Организатором интинского лагерного театра был знаменитый солист Мариинского театра Николай Константинович Печковский, в прошлом руководитель филиала оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. В интинском театре действовали две сильные в профессиональном плане группы – музыкальная и драматическая.

Музыкальной группой под руководством Печковского наряду с произведениями легкого жанра, такими как опереретты Кальмана «Баядера», «Марица», «Сильва», ставились и более сложные спектакли – оперы «Кармен» Бизе, «Паяцы» Леонковалло, где сам постановщик исполнял главную роль.

Репертуар драматической группы включал произведения русских и советских драматургов в постановке режиссера Александра Яковлевича Карпова: «На бойком месте», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Без вины виноватые» Островского, «Женитьба» Гоголя, ряд водевилей Чехова, «Русский вопрос» Симонова, «Платон Кречет» Корнейчука. Так, В 1946 году коллективом театра было дано 86 спектаклей.

Театр прекратил свое существование в середине 50-х годов XX века в связи с реорганизацией в системе ГУЛАГа. Преемником лагерного театра явился интинский народный театр, в котором продолжали свою творческую деятельность артисты лагерного театра: музыкант И. Салий, балетмейстер Т. Вераксо, артист драмы Н. Массальский и др.

.

Источники:

Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. – 576 с.

Историко-культурный атлас Республики Коми. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 384 с.

http://ninavasminaeva.narod.ru/ludi/cha16.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.poshuk-lviv.org.ua/ru/zertvy/yurkevych.htm

http://lib.1september.ru/2002/14/1.htm

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KAPLER_ALEKSE_YAKOVLEVICH.html

.

Абезьский лагерь

Существовал с 1932 года по 1959 год.

Абезь - центр сельской администрации Интинского муниципального образования. Численность населения 1,4 тыс. жителей – 1968 г., 783 человека - 2000 г. Расположен на правом берегу реки Уса. Основан в 1942 году как станция на железнодорожной ветке до Воркуты.

С 1942 года по 1991 год имел статус посёлка городского типа.

Абезьский лагерь - это чисто условное и общее название всех лагерных подразделений: Ухтпечлага, Севержелдорлага, Печорлага, Северного управления, Минлага и Воркутлага, дислоцировавшихся в Абези в тот период. За 27 лет своего существования Абезьский лагерь несколько раз изменялся. Он перестраивался, расширялся и уменьшался, изменял свой облик, масштабы владений и внутреннюю планировку, переходил из одного подразделения в другое, меняя подчинения. И соответственно здесь менялись задачи лагеря.

В связи с необходимостью освоения Воркутинского угольного месторождения нужна была дешёвая рабсила, которую широко использовали на ударных стройках нашей страны.

В 1932 году в Воркуту стали постоянно отправлять многочисленные этапы заключённых, и с той самой поры в Коми, в деревеньке Абезь возник первый сталинский лагерь. Здесь была создана перевалочная база Ухтпечлага Усинского отделения, получившая название Абезьский перевалочный пункт. До конца сентября 1936 года он подчинялся Воркутинскому руднику шахты.

По приказу НКВД СССР № 342 от 1 октября 1936 года была изменена структура управления Ухпечлага. Вместо бывших 5-ти лагерных подразделений-промыслов решили создать 5 лаготделений по производственному направлению.

Абезьский перевалочный пункт состоял из 2-х зон: мужской и женской. Он имел лагучастки, сезонные командировки и подкомандировки.

В задачу лагпункта входило обеспечение инструментом и лесоматериалом строительства узкоколейки (ВЖД) Рудник - Воркута-Вом. Доставку всего необходимого к пристани Усть-Воркута и вывозку угля из Воркуты на баржах осуществляло Печорское управление речного пароходства.

Кроме того, здесь работали экспедиции геологов Ухтпечлага по будущей железной дороге от Усть-Кожвы до Воркуты, а в самой Абези изыскательская группа инженеров-проектировщиков института Лентранспроекта под руководством зам. начальника экспедиции А.В. Гоникберга.

Проектированием железнодорожного моста через Усу занимались инженерно-технические работники Ленмостпроекта. Начальниками лагеря были Дождиков, Акерман и другие. По отдельным разрозненным источникам установлено, что в 1937 году лагпункты Абези имели смешанный характер - лесной и карьерный. Для дальнего освоения Печорского бассейна и доставки воркутинского угля потребовалось срочно решить вопрос соединения Заполярья с центральными районами страны.

28 октября 1937 года Совнарком СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали.

В Абезьском лагере находились в заключении и умерли Лев Карсавин, Николай Пунин, Андрей Симуков, Иван Фещенко-Чопивский, Иван Коноплин, Дионисий Каетанович, Ионас Иодишус. В Абези были в заключении Каролина Кодина-Любера (первая жена композитора Сергея Прокофьева), Евгения Таратута.

12 августа 1990 г. перед входом на поселковое кладбище установлен памятник скорби «Пылающий крест», памяти литовских политзаключенных Абезьского лагеря (автор проекта скульптор И. Иодишюс). Монумент освящен епископом Казимиром Василяускасом, бывшим узником Интинского лагеря. Надписи на табличках на литовском, английском, русском и коми языках: «Невернувшимся / Вильнюсское общество ссыльных».

.

В сороковые годы при управлении Печоржелдорлага в поселке Абезь Интинского района действовал музыкально-драматический театр.

Состав Печорского театра, для которого было построено деревянное двухэтажное здание, с полным комплектом актеров, певцов, музыкантов, художников и рабочих сцены в разное время насчитывалось от 80 до 120 человек. Среди них были известные личности: кинорежиссер Л. Оболенский, главный дирижер одесского оперного театра Н. Чернятинский, заместитель главного художника Мариинского театра Д. Зеленков, режиссер Радловского театра Ф. Редин, тенор А. Аксенов, пианистка высшего класса О. Ландер.

Коллектив театра неоднократно совершал гастрольные поездки в Печору, Воркуту, Ухту. Для обслуживания самых дальних отделений Печорлага из состава театра была сформирована концертно-эстрадная бригада (КЭБ) под руководством А. Петрушанской.

В 1944 г. Абезьским театром было поставлено 93 спектакля.

.

Источники:

Козлова Д. Т. Театры ГУЛАГа и их роль в развитии театрального дела в Коми Республике // Социально-культурные и этнодемографические вопросы истории Коми. – Сыктывкар, 1997. - 140 с.

http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/6/Voronova.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%8C_(%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA)

www.emc.khttpomi.com/02/01/004.htm

www.evgengusev.narod.ru

http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/931008.htm

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pagesc077.html?Key=20838&page=106

http://www.bkrubin.ru/index.php?name=News&op=printpage&sid=51

.

Сельхозлагерь. Кедровый шор.

В 1932 году на месте спецпоселка Кедровый шор был организован сельхозлагерь.

Кедровый шор, поселок в Печорском районе, центр Кедровошорского сельсовета, в который входят также деревни Конецбор и Медвежская. Расположен в юго-восточной части района, на левом берегу реки Печоры в 52 км вверх по течению от города Печоры. Основан в 1930 году, как спецпоселок высланных кулаков.

В 1932-1933 годах в Кедровом Шоре развернулось большое хозяйственное строительство, были построены комендатура, радиостанция, телефонная станция, авиастанция (аэродром), жилые бараки.

За время своего существования сельхозлагерь подчинялся нескольким Лагерным управлениям: Ухтпечлагу, Воркутпечлагу, Интлагу НКВД-МВД. В их организационной структуре он приравнивался к Отдельному Лагерному Пункту (ОЛПу).

Сельхозлагерь подразделялся на три лагпункта, обслуживающих хозяйственные фермы (Кедровка, Заозерный, Развилки).

В лагерном пункте содержалось около тысячи заключенных. Около половины заключенных - женщины.

Лагерь в Кедровом Шоре был главным поставщиком продовольствия для Интлага НКВД-МВД (растениеводство и животноводство).

Как и во всех других местах заключения, лагерь соседствовал с вольнонаемным поселком, большинство населения которого составляли бывшие заключенные, которым в годы войны был запрещен выезд в родные места.

В октябре 1953 года лагерь был закрыт, а на его базе был организован совхоз «Кедровый Шор» Печорского речного пароходства. Сельхозлагерь в Кедровом Шоре был одним из многочисленных типичных сталинских лагерей.

.

Источники:

Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. – 576 с.

Проблемы истории репрессивной политики на Европейском Севере России (1917-1956 гг.): Тез. Докладов Всероссийской научной конференции / Сыктывкарский ун-т. – Сыктывкар, 1993. – 96 с.

.

Минеральный лагерь

Образовался в феврале 1948 года и обслуживал Интинский комбинат МВД. Здесь добывался уголь на шахтах № 1-4, 6, 7, 10, строились новые шахты - № 5, 9, 11-14. Также осуществлялось капитальное, дорожное, жилищное строительство, осушительные работы, работы на рудниках Еджыд-Кырта и Кожим, на ремонтно-механическом заводе (пос. Инта), на кирпичном заводе, строился шлакоблочный завод комбината Интауголь, велись работы на автобазах и лесобирже и т.д.

В ноябре 1948 года в состав Минлага были переданы подразделения ликвидированного Инталага. Минлаг был закрыт в марте 1957 году, все его подразделения были переданы Печорскому ИТЛ.

.

Источник:

Вклад репрессированных в освоение европейского Севера России и Приуралья: Материалы регионального научного симпозиума. – Сыктывкар: Институт Языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2004. – 192 с.