(1923 – 1973)

Жизнь Александра Георгиевича Осипова была трудной, беспокойной (родился 15 марта 1923 в селе Сторожевск Корткеросского района Коми ССР; умер в Москве, 31 января 1973).

Рано проявившийся музыкальный талант предвещал ему блестящее будущее. Воспитанник Усть–Куломского детского дома, он впоследствии учился в Вологодском музыкальном училище игре на домре, параллельно осваивая скрипку. Но скоро Осипов приезжает в Сыктывкар, судьба привела его в оркестр народных инструментов в только что созданном ансамбле песни и танца Коми АССР.

Война резко повернула весь его жизненный путь. Вернувшись с фронта после тяжелого ранения, молодой музыкант уже не мог заниматься прежней своей работой (ранение безнадежно повредило левую руку). Поэтому всю дальнейшую жизнь Осипов посвятил песенно–хоровому искусству.

Работая хормейстером в ансамбле песни и танца Коми ССР, он много пишет для хора и солистов; его песни, романсы тут же исполнялись замечательным певцом, заслуженным артистом Коми ССР П.А. Осиповым.

В 1947 г. А. Осипов поступил учиться в Горьковскую консерваторию (до 1949); продолжил свое образование дирижера–хоровика в Московском музыкально–педагогическом институте им. Гнесиных; закончил его в аспирантуре Московской консерватории у профессора К.Б. Птицы (1964).

На время учебы падают годы расцвета композиторского, исследовательского и исполнительского дарования А. Осипова. Как хормейстер, он был связан с ансамблем песни и танца Коми ССР, с хорами г. Грозного, с хором Сыктывкарского радио (одновременно, в 1954—1959, ему пришлось быть художественным руководителем Коми республиканской филармонии и работать в Сыктывкарском музыкальном училище).

А. Осипов – исследователь внес неоценимый вклад в развитие коми национальной фольклористики и музыкознания. "Коми напевы я начал записывать с 1940 года,— пишет Осипов.— Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра русских народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми ССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку".

Композитор ищет различные материалы, посвященные коми народному творчеству, неоднократно выезжает в фольклорные экспедиции в разные районы Коми республики (записано более 200 песен), в результате чего пишет кандидатскую диссертацию "Песни народа коми". Это первое исследование, изучающее музыку коми народных песен. В своем труде Осипов прослеживает историю собирания и изучения народных напевов; главную ценность составляет раздел, в котором тщательнейшим образом рассматривается структура напева.

А. Осипов — автор многочисленных исследовательских и публицистических статей о музыке, печатавшихся в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", газетах "Советская Россия", "Правда", газетах и журналах местного значения. Среди них очерки о творчестве коми композиторов: Я. Перепелицы, П.Чисталева, Г. Дехтярова, А. Воронцова, В. Мастеницы; работы об известных деятелях национального музыкального искусства — скрипаче И.В. Оплеснине, певце П.А. Осипове и др.

Одна из основных заслуг А.Осипова состоит в том, что он собрал, обработал и опубликовал все мелодии (26 песен) выдающегося коми драматурга, поэта и композитора Виктора Савина.

А.Г. Осипов стал первым профессиональным композитором Коми республики.

Изданы (в Сыктывкаре и Москве) сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов: И. Куратова, Н.Фролова, С.Попова, Ф. Щербакова, А.Мурзина, А.Размыслова, М. Лебедева, Г. Юшкова и др., в том числе сборники "Четыре песни" (1955 г.), "Лирические.песни" (1956 г.), "Песни и романсы" (1957 г.), "Коми советские песни" (1960 г.). Кроме песен, Осипов написал музыку к спектаклям драматического театра; есть у него также музыкальная комедия ("Когда цветет черемуха", соавтор О. Рассадин): инструментальная музыка ("Мелодия" для кларнета и фортепиано)...

Но певца народа узнают по его песням. Осипова знают и ценят в Коми по давно полюбившимся песням, романсам и хорам, проникнувшим в душу каждого, кто раз услышал эти замечательно распевные мелодии. А. Осипов по своей натуре лирик, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое ("Менам отчизна" на стихи Ф. Щербакова, "Ов, миян республика!" на стихи С. Попова).

Песни его легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой, как родник, лирике, трогающей самые тонкие струны человеческой души. Мелодия льется естественно, беспрепятственно, в ней удивительная простота и внутренняя гармония; от этих мелодий словно теплеет северная земля, которую с такой любовью воспел композитор.

Красота осиповских песен поистине неисчерпаема: как непохожи друг на друга и как по–разному совершенны песни "Кор ми аддзысьлам тэкöд", "Катшасинъяс", хор а капелла "Югыд тувсов вой". Глубок по значительности мысли и чувства лирико–патриотический романс "Эн шуöй тi", воспевающий суровый, но благодатный и богатый Коми край — своего рода признание в любви родной земле преданного ей сына и вдохновенного певца.

Александр Георгиевич Осипов. Библиографический указатель. (pdf)

Источники:

Фото и тексты из фонда Корткеросской ЦБС/

Герстле Н.Ф. А.Г. Осипов // Дыхание пармы. Книга об искусстве и литературе народа коми. - Сыктывкар, 1991. – С. 265-266.

Союз композиторов Республики Коми, 1978-2008 : биобиблиографический справочник / М-во культуры Респ. Коми, ГУ "Нац. б-ка Респ. Коми", Отд. лит. по искусству; [сост.: Егорова Н.Л. и др. ; авт. текста: Шергина А.А., Егорова Н.Л. ; пер. с коми: Акиньхова Н.И. и др.]. - Сыктывкар : Национальная библиотека Республики Коми, 2008. - 282 с., [15] л. цв. ил. с. : портр.

Полный текст книги