Народная одежда коми
Народная одежда коми близка по своим формам и внешнему виду к одежде северных великорусов.
Мужской костюм
Основной частью мужского народного костюма служила рубаха - "дöрöм". В XIX в. их обычно шили из белого холста, пестряди, а позднее, в конце XIX - начале XX вв. и из ситца. Старинные рубахи были очень длинными, почти до колен. На правой стороне груди делали разрез.
Штаны (гач) у коми были также близки к старинному типу штанов русских крестьян. Нижние - шили из сурового холста - глухие, на вздержке, между штанинами вставляли клинья. Верхние штаны для лета шили из пестряди, чаще всего синие в белую полоску, а зимой - из домотканного, реже фабричного дешевого сукна или бумажного трико обычно черного цвета.
Коми обычно носили штаны с сапогами, или с низкой кожаной обувью или галошами, заправляя концы в наговицы или длинные шерстяные чулки, поэтому их делали слегка суживающимися книзу.
Простейшим видом верхней одежды, надеваемой поверх нательной рубахи и штанов, служил "шабур" - глухая одежда, сшитая из грубого синего или сурового холста. Такая рубаха называлась "юр дöрöм ". Эту одежду носили мужчины и женщины как рабочую блузу обычно подпоясанной. Мужчины носипи ее летом, отправляясь на охоту, женщины - когда ехали в лес за дровами или за сеном.
Зимней одеждой у коми служит шуба - "пась" со сборами, нагольная или покрытая сукном. Слово "пась" у коми (как и удмуртов) означает одновременно шкуру и одежду, что указывает на древнее происхождение этого вида одежды.
У ижемских коми наиболее распространенным видом одежды являлась малица ("малича") - глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами. Шьют малицу женщины на руках, нитками служат сухожилья. Мужчины надевают малицу поверх пиджака и брюк. Сверху малицы носят еще специальный чехол "малича кышан", сшитый из сатина или какой-либо хлопчатобумажной ткани.
В сильные морозы, отправляясь в дорогу, ижемцы надевают "совик" - глухую одежду из оленьего меха, такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. Совик надевают поверх малицы.
Непременным предметом мужской одежды были пояса. Мужские пояса различались по материалу и технике изготовления (тканые из шерсти, плетеные из ниток, кожаные), а также по длине и ширине в зависимости от назначения.
Женский костюм
Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северно-великорусского типа с некоторыми своеобразными деталями кроя сарафана и рубахи и специфичными головными уборами.
Основным элементом женского костюма является рубаха ("дöрöм"). Раньше рубаха служила одновременно нательной и верхней одеждой. Длинная женская рубаха состояла из двух частей: верхней ("сос") и нижней - "мыг" (станина, стан).
Поверх рубашки девушки и замужние женщины носили сарафан "сарапан", который подпоясывали узорным поясом. Шили сарафаны из различного материала: из крашеного холста, набойки, домотканной пестряди, фабричных тканей.
Спереди сарафан зачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому.
Поверх сарафана коми женщины носили запон - передник без нагрудника.
Головные уборы
Большим разнообразием отличаются головные уборы.
Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш. Жившие на берегах реки Летки девушки носили берестяной обруч, обтянутый красным сукном и обшитый разноцветным бисером - вероятно, наиболее древный из традиционных головных уборов коми девушек.
Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани.
К традиционным головным уборам коми-зырянок относится сборник. В прошлом женщина впервые надевала сборник на свадьбу и носила затем по праздникам, примерно до 45-50 лет.
Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. К этой группе относится свадебный и праздничный головной убор ижемок "треюк", или как его еще называли "ошувка". Шили треюк из парчи с подкладкой из коленкора или сатина. Под треюк надевали простой чепец - "волосник", а сверху покрывали красивым шелковым платком с бахромой - "сырья чышьян". Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы.
В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока - "юр кöртöд".
Традиционная мужская и женская обувь
Традиционная мужская и женская обувь у коми почти не различалась по покрою. В зимнее время носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим) - валяные головки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами. В северных районах зимой носили: «тöбöк» - сапоги высотой
В качестве весенней и осенней обуви коми оленеводы носили «кисы» - головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до
Летом и осенью коми носили: поршни (чуктöм, чарки), сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; кöтi - кожаную обувь с невысоким суконным голенищем. Такую обувь носили поверх холщовых портянок или шерстяных узорчатых чулков.
На Лузе и Вычегде носили лапти (нинкöм), плетеные из бересты и липового лыка.
.
Традиционные костюмы в Прилузском районе Республики Коми
Одежда и обувь коми крестьян близки к северорусской одежде и обуви, но имеются определенные отличия. Обувь достаточно разнообразна.
Крестьяне Коми края носили кожаную обувь - уледи, коты, чарки, ботинки, сапоги. Простейший вид обуви - чарки, которые представляли собой присборенную у щиколотки на ремешок обувь, сшитую из сыромятной кожи. Коты (köti) - невысокие ботинки, сзади которых пришивалась кожаная петля, в которую продевались шерстяные шнурки для обвязывания ног поверх голенища, подобно оборам у лаптей. Женщины коты надевали поверх шерстяных узорчатых чулок.
Лапти (нинкöм), как основной вид обуви, был распространен в Прилузском районе в селениях Летского бассейна.
Ремеслом плетения лаптей из липовой коры владел практически каждый взрослый мужчина любого летского поселения. Мужчины и женщины имели повседневную и праздничную пару лаптей. По свидетельству старожилов района, лапти носили и зимой, обматывая верх портянками. Оборы (нинкöмгез) делают из лыка или веревок. Для портянок (нямöд) ткали специальный толстый холст. Лапти и берестяную обувь - «бöсики» носили летом и осенью.
В Черныше носили обувь из кожи - коты, они были короткими и без каблуков.
Носили лапти и в Объячево. «Липа в этих местах редкость, только по р. Лопью иногда встречается. Поэтому в основном носили обувь из бересты - «бöсики», которая была самой главной обувью на сенокосе.
Головной убор сорока. Вид сзади. 2006 год
Жители Прилузского района сохранили комплекс одежды, который носили крестьянки вплоть до 70-х гг. XX в.В селениях Читаевского поселения лапти тоже носили, но была обувь и кожаная, сшитая из выделанной кожи. Были ботинки с завязками, называли их «румынками».
Пошив одежды производился, в основном, в семье. Женщины владели мастерством пошива одежды, только для изготовления верхней зимней одежды привлекали портных.
Женская одежда была более разнообразна. Она четко делилась на повседневную и праздничную.
Основным видом женской одежды был сарафан. Он был холщевый, повседневный из домотканого холста или ситцевый (сатиновый) из купленной ткани. На праздники старались надевать сарафаны цветные или из красного кумача. Сарафан шили точно по фигуре. Сарафан был искусно присборен и держался на узких лямках, окантованных яркой тканью.
Под сарафан одевалась рубаха (улдöр кöрöма) - нижнее платье, состоящее из верхней части с длинным рукавом и юбки, составляющей единое целое. Нижняя часть, которая не видна под сарафаном, как правило, из холста. Верхняя часть была сшита из сатина, штапеля или ситца и представляла собой длинную рубаху, присборенную у ворота и оформленную воротником-стойкой. Большое значение придавали шитью рукава. Рукава у запястья присборивали и пришивали тесьму яркого цвета. На груди делали прямой разрез с двумя застежками на воротнике. Эту часть костюма дополнял фартук (запон), который логично завершал костюм с сарафаном. Фартук шили из прямоугольного куска ткани, внизу фартук также был присборен тесьмой в тон сарафану. Он подпоясывался на талии и завязывался сзади. Фартуки праздничные были ярких тонов, а повседневные более темных цветов.
Длина сарафана была классической, ниже колен на 10-20 сантиметров, праздничные сарафаны были длиннее.
Прилузский тип женского сарафана и традиционный мужской костюм коми
Рубаха (кöрöма) была как нижней, так и верхней, которую носили самостоятельно, без сарафана, называлась она - велдор кöрöма. Эта рубаха была сшита из холста лучшего качества. Покрой рубахи аналогичен северновеликорусскому: она сшита без воротника, на груди прямой разрез с одной застежкой под крючок. Рукава длинные и широкие, сборок и тесьмы у рукава, как у нижней рубахи, нет. Такие рубахи делали из пестряди или белого холста. Рубахи из белого холста украшали вышивкой у воротника и плеч.
Обязательным атрибутом женского сарафана был пояс (юкöс). Они были различной ширины. На праздники надевали широкие пояса с кистями.
Повседневной одеждой была «синюха», выполненная из крашеного холста, получившая свое название от синего цвета изделия. Сарафан изначально нес стиль нарядности и торжественности, «синюхе» же был предназначен домашний удел.
Были распространены и холщовые юбки в синюю клетку, позже юбки-шотландки в клетку из покупных тканей.
Большое внимание в селениях Прилузья уделялось головному убору женщины. Голова женщины была всегда покрытой. В летских селениях головным убором была сорока: праздничная и повседневная. «Голова» сороки была расшита сложным узором и содержала в себе элементы оберега. Два «крыла» были выполнены из тончайшего холста с узором в конце крыльев. Очень нарядно выглядит «хвост», в орнаменте которого преобладают геометрические фигуры. Все вышивание выполнено тонкими льняными, шелковыми и шерстяными нитками.
Повседневная сорока состояла из красного платка, концы которой выводились и завязывались на затылке. Сверху завязывался другой цветной платок. Такой головной убор в селах Объячево, Читаево носил название «русска чышъян» (русский платок).
Свадебным головным убором девушки в селениях по р. Летке был обруч, изготовленный из узкой полоски бересты, обтянутый красным сукном и расшитый разноцветным бисером. Назывался он «головедеч».
Зимним головным убором были шерстяные платки, в основном, покупались у приезжих купцов.
Мужской костюм состоял из длинной холщовой рубахи навыпуск с поясом, холщовых штанов (гач), в основном, белых. Верхней одеждой был зипун (дукöс), зимней одеждой была овчинная шуба (тулъя пась). Шубы были приталенные и расширенные книзу.
Пояс (вöнь). 2006 год
Женская верхняя одежда состояла из шушуна, который шили из толстого льняного полотна или толстого сукна, в межсезонье носили верхнюю одежду - шабур, из плотного белого льна. Зимой носили шубы, они были приталенными и расширенными книзу. Мужской и женской одеждой является сукман - свободное пальто из коричневого сукна домашнего производства. Зимней мужской и женской обувью являлись валенки.
.
Источники:
Сарафан да кафтан : традиционный костюм коми народа : дайджест / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», Центральная городская библиотека ; сост. : Н.Н. Прикуль, М.А. Першина. – Сыктывкар, 2008.
Прилузский район Республики Коми: взгляд в прошлое и современное / [авт. предисл. А. А. Сидорова]. - [Б. м.] : [б. и.], 2006 (КОГУП "Кировская обл. тип."). - С. 72.
Этнографическая электронная энциклопедия (komi.com/folk/komi/)
Фото с книг:
Народные художественные промыслы и ремесла Республики Коми : [альбом] / М-во национальной политики Республики Коми, Некоммерческое партнёрство по развитию народный промыслов и ремёсел "Коми ремесленная палата"; [авт. текстов, сост.: И. М. Уткина, Л. М. Костарева]. - Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2017. - 71 с.
Зыряне - народ даровитый : коллекции предметов народного искусства коми-зырян в собрании Национального музея Республики Коми : альбом / М-во культуры Республики Коми, Национальный музей Республики Коми; [ред. кол.: д.и.н. И. Л. Жеребцов и др.; ред.-сост.: М. Н. Кириченко; фотосъемка: Д. В. Черницын, Г. А. Юркина]. - Сыктывкар : Национальный музей Республики Коми, 2015 ( Коми респ. тип. ). - 199 с.
Грибова Любовь Степановна. Декоративно-прикладное искусство народов Коми / Л. С. Грибова; АН СССР, Коми фил., Ин-т яз., лит. и истории. - Москва : Наука, 1980. - 239 с., [2] л .ил. с.