Валентина Мефодьевна Ищенко (1918-2014) – прима Республиканского музыкального театра (1958-1983 годы), Заслуженная артистка Коми АССР.

                         Валентина Ищенко

Родилась в Киеве. В 4 года осталась полной сиротой. Несмотря на все беды, которые преследовали ее с детских лет, она поступила в музыкальное училище при Киевской консерватории.

После 3 курса училища её перевели сразу на 2 курс Консерватории. До войны успела закончить три курса вокального отделения Киевской консерватории. Пела в Полтавском оперном театре.

В 1946 году была осуждена на 6 лет по статье 58 за шпионаж. Отбывала срок в Воркутлаге, работая в Воркутинском музыкально-драматическом театре (1947-1955 годы), выступая на одних подмостках с известным на всю страну московским басом Борисом Дейнекой, бывшим солистом Всесоюзного радиокомитета, первым исполнителем легендарной песни «Широка страна моя родная».

                            Борис Дейнека

После освобождения в течение двух лет работала диспетчером в связи с запретом петь и работать в «идеологическом» учреждении. В 1955 году В. Ищенко получила разрешение выехать в Сыктывкар, где вместе с Б. Дейнекой стала выступать на концертах и лекциях-концертах, пропагандируя классическую музыку, подготавливая почву для открытия Республиканского музыкального театра.

В 1958 году театр открылся оперой «Евгений Онегин». Татьяна – В. Ищенко, Гремин – Б. Дейнека, дирижеры В. Каплун-Владимирский и Н. Клаус, все – недавние узники лагерей.

                         Опера «Евгений Онегин». 1958 год.

В роли Татьяны - Валентина Ищенко, в роли Гремина - Борис Дейнека

Уже в 1960 году Валентине Ищенко первой в республике из нереабилитированных работников культуры присваивается звание заслуженной артистки Коми АССР.

Из воспоминаний Галины Ширяевой (книга «О тех, кого помню и люблю»): «Первое знакомство с Валентиной Мефодьевной Ищенко в главной роли в оперетте «Летучая мышь» оставило яркое и неизгладимое впечатление на всю мою жизнь… масштаб ее артистической личности сформировался в моих глазах именно на спектакле «Летучая мышь»… Валентина Мефодьевна была не только талантлива, но и необыкновенно женственна, обаятельна и умна как в роли, так и в жизни… Всегда оставалась ровна, доброжелательна и в высшей степени интеллигентна. Это позволяло ей быть выше сплетен, зависти и оставаться безоговорочной примадонной театра в течение многих лет.

Опера «Фауст». 1961 год. Валентина Ищенко в роли Маргариты

Конечно, надежным тылом для нее был ее муж – Эраст Алексеевич Попов, главный режиссер театра. Он полюбил и взял в жены бывшую политзаключенную, и даже смог добиться для нее звания заслуженной артистки Коми АССР – это выходило за рамки возможного в те времена. Однако, каждый раз перед очередными гастролями за пределы республики она должна была получить разрешение на выезд, так как реабилитирована была лишь много лет спустя.

Профессор Ленинградской консерватории Луканин отмечал: «Ах, какая певица (имея в виду Валентину Ищенко). По ней Большой театр плачет!». Публика шла в театр «послушать Ищенко». Известие, что «сегодня поет Ищенко» было залогом радостной творческой встречи с искусством.

Для Валентины Мефодьевны не существовало мелочей при работе над ролью. Заслуженная артистка Республики Коми, солистка балета Любовь Сизова рассказывала, как в работе над дуэтом в оперетте, где Ищенко выступала с Л. Ильчуковым, они обговаривали каждую мелочь, «каждый пальчик». Именно эта скрупулезность переводила количество нюансов в качество исполняемой роли».

.

Источники:

Щербинина М. Свет звезды ушедшей, но не забытой / марина Щербинина // Республика. - 2018. - 1 марта. - С. 13. 

Театр оперы и балета