Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит

(Александр Ипполитович Пономарев)

22 июля (03 августа н. ст.) 1877 – 29 июля 1938

  foto1.jpg  ikona.jpg

            Александр Ипполитович Пономарев родился в селе Романовском Верхотурского уезда (ныне село Романово Серовского района) Пермской губернии в семье псаломщика Ипполита Ивановича и его супруги Ираиды Пономаревых. В семье будущего преподобномученика были братья Петр, Николай и сестра Зинаида.

С детства Александр отличался большими способностями к наукам, много читал, сумел изучить три языка: французский, греческий и латинский.

Учеба

  • Июнь 1899 года – Александр окончил Пермскую духовную семинарию по первому разряду.

Во время обучения в семинарии он вступил в брак с Надеждой Леонидовной в девичестве Юшковой, дочерью священника Леонида Васильевича Юшкова. В их семье было четверо детей: Нина, Мария (супруга протоиерея Константина Плясунова), Алексей и Григорий, будущий протоиерей.

Matuschka-Nadeghda-Leonidovna-Ponomareva-s-docheryu-Ninoi.-Ekaterinburg-1901-god.jpg

Матушка Надежда Леонидовна Пономарева с дочерью Ниной.

Екатеринбург, 1901 год

Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

            Служение

  • 12 сентября 1899 года – в день памяти праведного Симеона Верхотурского в торжественной обстановке за воскресным богослужением в Николаевском монастыре епископ Екатеринбургский и Ирбитский Христофор (Смирнов), рукоположил Александра Пономарева в сан диакона.
  • 14 сентября 1899 года – рукоположен во священника к Николаевской церкви Быньговского завода Екатеринбургского уезда (ныне с. Быньги Невьянского р-на) той же губернии и назначен учителем Закона Божьего в земское начальное училище.

Hram-Nikolaya-Chudotvorza-s.-Byngi-Nevyanskogo-r-na-Sverdlovskoi-oblasti.jpg

Храм Николая Чудотворца, с. Быньги Невьянского р-на Свердловской области

Фото с сайта https://archlikbez.ru

  • 1900 год – батюшка был переведен в Сретенский храм Пышминского завода. До него настоятелем в этом храме был отец супруги Надежды священник Леонид Васильевич Юшков (1888-1899).

Staropyschminsk-i-Sretenskaya-zerkov.jpg

Старопышминск и Сретенская церковь

Фото с сайта https://rusk.ru/st.php?idar=75653

       Учительство

  • 1900 год – отец Александр определен преподавателем Закона Божия в Министерское начальное училище, в Сарапульское земское училище в деревне Сарапулке и заведующим и законоучителем церковно­приходской школы.
  • 1905 год – назначен учителем Закона Божия в Екатеринбургском духовном училище.
  • 1910 год – отец Александр был назначен заведующим Екатеринбургской епархиальной псаломщицкой школой.
  • 1912 год – назначен миссионером Шадринского уезда и членом Шадринского отделения Екатеринбургского епархиального училищного совета.

            Должность уездного миссионера была введена 2 марта 1911 года указом Святейшего Синода. Назначенный на нее священнослужитель должен был руководить всей миссионерской деятельностью уезда, важнейшим направлением в которой являлась работа с раскольниками-сектантами.

            Екатеринбургская епархия имела сложный религиозный состав. Кроме православных, здесь жили старообрядцы, мусульмане и представители разных сект. Отец Александр вполне соответствовал требованиям, предъявлявшийся к миссионерам. Он проводил много времени в разъездах, организовывал публичные собеседования и диспуты, на которые приглашались все желающие: старообрядцы, сектанты, православные.

  • 1915 год – назначен законоучителем Шадринской учительской семинарии.
  • 1917 год – директор семинарии.

Zdanie-Schadrinskoi-uchitelskoi-seminarii.jpg

Здание Шадринской учительской семинарии

Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

Из характеристики отца Александра данной директором семинарии:

«Священник Пономарев относится к своим обязанностям усердно, и вел дело в минувшем учебном году успешно. Им не было пропущено ни одного урока, он ежедневно являлся на молитву перед уроками и часто сам читал дневное Евангелие. После молитвы разъяснял учащимся смысл прочитанного и указывал, как применить истину Евангелия к жизни. Беседы эти были непродолжительны, но содержательны. …Вообще, семинария нашла в священнике Пономареве лицо, способное успешно вести дело преподавания Закона Божьего и благотворно влиять на учащихся. Не занимая никакой другой должности, он всю энергию свою отдает на дело служения учебному заведению».

 

Образование в 1920-х годах было монополизировано государством и стало полностью атеистическим, перед отцом Александром встала тяжёлая задача – как дать полноценное образование своим младшим детям.

Составив программу для обучения детей, где общеобразовательные и вероучительные предметы он преподавал сам, а уроки математики, химии и физики дети брали у частного преподавателя.

       Награды

  • 1904 год – за ревностное служение церкви отец Александр был награжден набедренником.
  • 8 декабря 1908 года – благодарность Екатеринбургского училищного совета за «усердное преподавание Закона Божиего».
  • 30 августа 1912 года – отца Александра наградили правом ношения скуфьи.
  • 1914 год – за ревностные труды в должности Шадринского уездного миссионера отец Александр был награжден благословением Святейшего Синода с выдачей грамоты.
  • 1920 год – батюшку наградили правом ношения камилавки.
  • 1923 год – право служения в митре.
  • Декабрь 1934 года – митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) наградил иеромонаха Ардалиона саном игумена – «за усердное служение Церкви Божией».

       Значимое событие

  • Лето 1905 года – во время приезда на Урал в Екатеринбурге произошла встреча семьи Пономаревых с известным всей России батюшкой, почитаемым святым русской православной церкви, настоятелем Кронштадтского Андреевского собора – отцом Иоанном Кронштадтским.

            Отец Александр в течение трех дней вместе с духовенством города участвовал в богослужениях, совершаемых всероссийским пастырем в храмах.

            Отцу Александру посчастливилось принимать батюшку у себя дома. Иоанн Кронштадтский благословил всех членов семьи, и это благословение они помнили всю жизнь.

Ioann-Kronschtadtskii-svyaschennik-Russkoi-pravoslavnoi-zerkvi............jpg

Иоанн Кронштадтский, священник Русской православной церкви, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, проповедник,

духовный писатель, церковно-общественный деятель,

почётный член Императорского православного палестинского общества

Фото с сайта http://history-doc.ru/ioann-kronshtadtskij-biografiya-svyatogo/

Служение

  • 1918 год – назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Ревдинского завода в Екатеринбургском уезде Пермской губернии.
  • 1920 год – поставлен настоятелем Александро-Невской церкви в городе Екатеринбурге, построенной купцом П. В. Лузиным и потому местными жителями называвшейся Лузинской.
  • 1923 год – назначен настоятелем Успенской церкви при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге и в том же году возведен в сан протоиерея. Служил до закрытия храма.

Aleksandro-Nevskaya-Luzinskaya-zerkov-v-g.-Sverdlovske-nyne-g.-Ekaterinburg.-Konez-1920-h--nach.-1930-h-gg..jpg

Александро-Невская (Лузинская) церковь в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург).

Конец 1920-х – нач. 1930-х гг.

Фото с сайта https://vk.com/wall-110280352_4664?z=photo-110280352_457241183%2Falbum-110280352_231965776%2Frev

В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов.

Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр: «Успенский собор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа».

  • 1932 год – после закрытия Успенского храма отец Александр с супругой и младшим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище.

В 56 лет отец Алек­сандр пе­ре­жил го­ре: умер­ла его су­пру­га, ма­туш­ка На­деж­да. 

Монашество и служение

  • 1933 год – батюшка был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига он был благочинным Невьянского церковного округа.

Батюшка пользовался большим авторитетом среди священников и прихожан, священнослужители часто обращались к нему за советом, и он всегда помогал найти решение проблемы.

  • 19 декабря 1934 года – иеромонах Ардалион был возведен в сан игумена в кафедральном соборе Свердловска архиепископом Макарием (Звездовым).
  • Конец 1934 года – отец Ардальон назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области.

Вскоре Свято-Троицкий храм был закрыт и отец Ардалион был вынужден вернуться в Невьянск и поселиться у сына.

Svyato-Troizkaya-zerkov-g.-Miass.jpg

Свято-Троицкая церковь, г. Миасс Челябинская область

Фото с сайта https://pyjioh.livejournal.com/78214.html

Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления.

В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) назначить к ним епископа.

Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после собрания прибыл в Москву к митрополиту Сергию (Страгородского), но тот отказался послать к ним епископа, так как уже несколько раз посылал епископов, но местные власти отказывали им в регистрации, и порекомендовал найти кандидата на месте.

13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева).

Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях.

  • 23 февраля 1936 года – отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Челябинским епископом. Теперь было необходимо получить благословение митрополита Сергия (Страгородского).
  • Март 1936 года – отец Ардалион прибыл к митрополиту Сергию в Москву с рассказом о том, что приходский совет желает иметь своего епископа с жительством в Каслях и как кандидата выдвигают его.

Сергий (Страгородский) благословил отца Ардалиона быть настоятелем Вознесенской церкви и тогда же, вероятно, возвел его в сан архимандрита.

Zerkov-Vozneseniya-Gospodnya-g.-Kasli-Chelyabinskaya-oblast.jpg

Церковь Вознесения Господня, г. Касли Челябинская область

Фото с сайта https://yandex.ru/profile/1055527475 

С приездом отца Ардалиона в Касли в приходе оживилась религиозная жизнь. Как свидетельствовал впоследствии один из священников на допросе, архимандрит Ардалион призывал священников быть более активными, вливал в них «дух бодрости, бичевал за пассивность…. Требовал усиленно отстаивать религию, привлекать больше верующих».

В то время некоторые еще надеялись, что после принятия новой Конституции будет если не полное прекращение атеистической пропаганды и репрессий, то хотя бы некоторое смягчение позиции государства по отношению к Церкви.

Отец Ардалион вначале также надеялся, однако, изучив внимательно проект, он понял, что государство еще жестче закрепляет закон об отделении Церкви от государства и оставляет лишь за собой право на антирелигиозную пропаганду.

21 декабря 1936 года уполномоченный районного отделения НКВД выписал постановление об аресте 10 человек – священников, диакона, псаломщика и среди них и архимандрита Ардалиона.

  • 22 декабря 1936 года – в день, когда начались аресты, батюшка поехал навестить сына, служившего псаломщиком в Невьянске. Были арестованы благочинный, отец Александр Можаев и священник каслинской Вознесенской церкви отец Димитрий Соболев.
  • 25 декабря 1936 года – отец Ардалион выехал в Верхний Уфалей, чтобы подать в финансовом отделе декларацию о доходах. Здесь он узнал, что священники Вознесенской церкви арестованы, и вернулся в Невьянск.

Он подготовился к возможному аресту, частично уничтожив, частично спрятав документы, переписку и книги. При обыске никаких вещественных доказательств «антисоветской» деятельности, кроме нескольких фотографий родных, обнаружить не смогли.

Nadpis-na-knige-Evangeliya-podarennoi-synu-Grigoriyu..........jpg

Надпись на книге Евангелия подаренной сыну Григорию.

Отец Ардалион надписал: «Это так нужно, здесь люди не от злобы

от своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа»

Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/ 

Арест

  • 4 января 1937 года – батюшка был арестован и заключен в челябинскую тюрьму. На следующий день начались допросы.

Отец Ардалион отрицал предъявляемое ему следователем обвинение – участие в контрреволюционной организации, о существовании ее он даже не знал. Тогда были предъявлены показания арестованных священников, в которых они оговаривали и себя, и его, но все их отец Ардалион категорически отверг.

Из очной ставки священника:

Следователь: «Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. В данном случае по показаниям свидетеля .... изобличаетесь как непримиримый враг советской власти. Следствие предлагает прекратить заниматься запирательством и давать конкретные показания о вашей контрреволюционной деятельности».

Архимандрит Ардалион: «Следственная власть не только не может обвинить меня в контрреволюционности, а даже в простой нелояльности к ней.... Показания свидетеля .... считаю ложными .... Приписываемого мне разговора с ним не вел, хотя он был у меня в декабре ... с неизвестной для меня целью».

«Я еще раз подтверждаю, что никаких контрреволюционных рассуждений я не вел».

Отец Ардалион был единственным из десяти обвиняемых, который «упорно» не признавал своей «вины» ни на допросах, ни на очных ставках.

Условия содержания в челябинской тюрьме были ужасающими.

Временами в тюрьме находилось до восьми тысяч человек, камеры были переполнены, в 13-местную камеру помещали сто пятьдесят заключенных, а в 30-местную – триста восемьдесят. Люди задыхались, не имели возможности не только лечь, но и сесть.

Сами работники НКВД рассказывали позднее о том, как они издевались в челябинской тюрьме над узниками. «В комнату заводили одновременно по 90 человек, делили их по 30 человек и ставили на колени по ту и другую сторону. В таком положении держали по 5-7 суток, не давая им вставать, добиваясь признания. Если арестованный не признавался на стойке, то брали его за ноги и ставили вниз головой, держали, пока не признается. Мы брали двух человек из камеры, и они держали арестованного вниз головой. Брали за голову арестованных и гнули. Так добивались от них признания».

Через такие пытки, скорее всего, пришлось пройти и 60-летнему архимандриту Ардалиону, но все же он не дал признательных показаний.

  • 22 марта 1937 года – было составлено обвинительное заключение, в котором архимандрит Ардалион обвинялся в активном участии в контрреволюционной организации и, хотя «виновным себя не признал, но достаточно изобличен показаниями свидетелей и обвиняемых».
  • 13 июня 1937 года – Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР. К такому же сроку были приговорены и все обвиняемые.
  • До 27 августа 1937  года – находился в заключении в Ухтинско-Печорском ИТЛ (Ухтпечлаге).

После приговора отец Ардалион был отправлен в Котласский пересыльный лагерь Архангельской области, а затем в Ухтпечлаг и вскоре – в Воркутпечлаг.

Заключенные в этом лагере занимались разведкой и добычей нефти, газа, радия, угля и асфальтитов, лесозаготовками и другими тяжелыми работами.

Prigovor-prepodobnomucheniku-Ardalionu-Ponomarevu.jpg

Приговор преподобномученику Ардалиону (Пономареву)

Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

Кончина

  • 29 июля 1938 года – проведя в невыносимых лагерных условиях одиннадцать месяцев, архимандрит Ардалион (Пономарев) скончался от истощения в стационаре лагпункта Адак (ныне нежилой населенный пункт Интинского района Республики Коми) и был погребен, как свидетельствует акт, подписанный лагерным начальством, «на гражданском кладбище «Адак» в могиле глубиною 2 метра. Труп одет в нательное белье и положен головой на восток. К правой ноге привязана дощечка с надписью фамилии, имени, отчества и даты смерти. На могиле поставлен столбик с такой же надписью».

В 1939 году следователи, которые сфабриковали дело о мифической контрреволюционной организации, по которому был осужден отец Ардалион, были арестованы, обвинены в преступных методах ведения следствия и приговорены в 1941 году к высшей мере наказания – расстрелу.

Poslednyaya-tyuremnaya-fotografiya-prpmch.-Ardaliona-Ponomareva-1937-god.jpg

Последняя тюремная фотография прпмч. Ардалиона (Пономарева), 1937 год

Фото сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/ 

Канонизация

  • 6 октября 2008 года – Архимандрит Ардалион (Пономарев) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.

Из воспоминаний внучки пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Оль­ги Гри­горь­ев­ны По­но­ма­ре­вой:

«Де­душ­ку аре­сто­ва­ли, а все­го через год был аре­сто­ван и па­па. Ма­ма оста­лась одна со мной на ру­ках, мне бы­ло мень­ше го­да… Мы очень дол­го не ви­де­ли па­пу – я с ним по­зна­ко­ми­лась, ко­гда мне бы­ло шест­на­дцать лет.

Он вер­нул­ся из ссыл­ки, с Ко­лы­мы и сра­зу по­пы­тал­ся узнать что-ли­бо о сво­ем отце, но это не уда­лось. По­том в вось­ми­де­ся­тые, в де­вя­но­стые го­ды и он, и его стар­шая сест­ра Ма­рия Алек­сан­дров­на вновь и вновь ис­ка­ли, где де­душ­ка, где его мо­ги­ла. Пи­са­ли и в Моск­ву, но ни­ка­ко­го от­ве­та не по­лу­чи­ли. Так па­па до кон­ца сво­их дней и не узнал, что ста­ло с его от­цом.

По­том я то­же пы­та­лась най­ти све­де­ния в ар­хи­вах – и ни­че­го, ис­чез че­ло­век. А несколь­ко лет на­зад сест­ры (Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ека­те­рин­бур­ге) – спа­си­бо им! – ка­ким-то об­ра­зом разыс­ка­ли, ку­да де­душ­ка был со­слан.

Чтобы узнать о ме­сте ссыл­ки от­ца Ар­да­ли­о­на, сест­ры разо­сла­ли пись­ма в несколь­ко де­сят­ков ар­хи­вов, и, на­ко­нец, из од­но­го из них при­шел дол­го­ждан­ный от­вет: по­сле при­го­во­ра ар­хи­манд­рит Ар­да­ли­он был от­прав­лен в Ар­хан­гель­скую об­ласть, в пересыль­ный ла­герь го­ро­да Кот­ла­са. Этот ла­герь поль­зо­вал­ся осо­бо дур­ной сла­вой.

В на­ско­ро по­стро­ен­ных зем­ля­ных ша­ла­шах, где зи­мой тем­пе­ра­ту­ра не поднималась вы­ше че­ты­рех гра­ду­сов, вы­жи­ва­ли немно­гие за­клю­чен­ные. В ла­ге­ре уми­ра­ло так мно­го лю­дей, что их ед­ва успе­ва­ли хо­ро­нить; боль­шие брат­ские мо­ги­лы не за­сы­па­ли зем­лей, по­ка они не за­пол­ня­лись те­ла­ми до­вер­ху.

В Кот­ла­се отец Ар­да­ли­он про­вел несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем был от­прав­лен в Ворку­ту.

Сест­ры да­ли мне адрес ар­хи­ва в Сык­тыв­ка­ре, где мог­ли быть све­де­ния о кон­чине де­душ­ки. Я на­пи­са­ла пись­мо, и по­лу­чи­ла от­вет: 29 июля 1938 го­да умер от ис­то­ще­ния в ста­ци­о­на­ре ла­гер­но­го пунк­та «Адак». По­хо­ро­нен на граж­дан­ском клад­би­ще в от­дель­ной мо­ги­ле. К пра­вой но­ге бы­ла при­вя­за­на таб­лич­ка с ука­за­ни­ем фа­ми­лии, име­ни, от­че­ства и да­ты смер­ти.

            Исповедничество отца Ардалиона – это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение Евангельских заповедей всегда были главным для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни.

syn-prmch.-Ardaliona--protoierei-Grigorii-Ponomarev.jpg

Сын прмч. Ардалиона – протоиерей Григорий Пономарев

Фото с сайта http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/

 

Электронные ресурсы

  1. Ардалион (Пономарев) [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13676547.html. Дата просмотра: 28.10.2020.
  2. Преподобномученик Ардалион (Пономарев) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Воркутинской епархии. [Б. м., б. г.]. URL: http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyatye/prepodobnomuchenik-ardalion-ponomarev/. Дата просмотра: 28.10.2020.