Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит

(Василий Львович Козырев)

27 января (08 февраля н. ст.) 1862 – 12 мюля 1939

portret.jpg   ikona--.jpg

Василий Львович Козырев, родился в городе Санкт-Петербург в семье служащего конюшенного ведомства при царском дворце. Окончил за казенный счет Александровскую гимназию.

Работа

  • С 1877 года – служил при конюшнях дворцового ведомства при Им­пе­ра­то­ре Александре II освободителе.

Василий Львович был женат, овдовел. У него был сын Николай, после Октябрьской революции он эмигрировавший за границу.

В 1917 году конюшенное ведомство было передано автобазе.

  • 1924 год – до выхода на пенсию Василий Львович служил кладовщиком на автобазе.

Как человек, близкий к царскому двору, был вынужден скрываться от большевиков и нашел приют в городе Мещовск Калужской области и поселился при Свято-Георгиевском мужском монастыре.

Svyato-Georgievskii-Meschovskii-mughskoi-monastyr-v-s.-Iskra-Kalughskoi-oblasti.jpg

Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь

в с. Искра Калужской области

Фото с сайта https://putidorogi-nn.ru/evropa/961-kaluzhskaya-oblast

Служение

  • 1924 год – Василий Львович в монастыре принял монашеский постриг с именем Феоген.
  • 1926 год – епи­скоп Мо­саль­ский, ви­ка­рий Ка­луж­ской епар­хии Гер­ман (Вейн­берг) ру­ко­по­ло­жил его во иеро­мо­на­ха и воз­вел во игу­ме­на и бла­го­сло­вил быть сво­им духовником.
  • С 1924 по 1928 год – проживал в городе Мещовске, затем в Масальске Калужской губернии.
  • 1928 го­д – пе­ре­ехал вме­сте с епи­ско­пом Гер­ма­ном в Бу­гу­рус­лан, ку­да вла­ды­ка был на­зна­чен ви­ка­ри­ем.
  • 3 апреля 1930 го­да – с по­лу­че­ни­ем епи­ско­пом Гер­ма­ном (Вейнбергом) самостоятель­ной ка­фед­ры игумен Феоген пе­ре­ехал с ним в Ал­ма-Ату. Здесь он стал служить вме­сте с вла­ды­кой в Ни­коль­ском со­бо­ре.

Svyato-Nikolskii-sobor-Astanaiskoi-i-Alma-Atinskoi-eparhii-Russkoi-Pravoslavnoi-Zerkvi-Kazahstan.jpg

Свято-Никольский собор Астанайской и Алма-Атинской епархии

Русской Православной Церкви (Казахстан)

Фото с сайта https://mail.mitropolia.kz/news/eparchy/bishops/1260-v-prazdnik-pochaevskoj-ikony-bogoroditsy-episkop-nektarij-sovershil-liturgiyu-v-nikolskom-sobore-alma-aty.html

 

  • Вес­на 1932 го­да – епи­скоп Гер­ман воз­вел игу­ме­на Фео­ге­на в сан ар­хи­манд­ри­та.

При воз­ве­де­нии при­сут­ство­ва­ли свя­ти­те­ли-ис­по­вед­ни­ки ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий (Ти­тов) и епи­скоп Ам­вро­сий (По­лян­ский).

Епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген жи­ли при со­бо­ре в правой боковой комнате у притвора. Кро­ме них при соборе жи­ли мона­хи­ни, при­смат­ри­вав­шие за хра­мом.

В на­ча­ле де­каб­ря 1932 го­да мать на­чаль­ни­ка мест­но­го ОГПУ, при­дя к мо­на­хи­ням, ска­за­ла: «Мой сын по­слал ме­ня пре­ду­пре­дить, что в ночь на 10 де­каб­ря всех ва­ших священ­ни­ков аре­сту­ют. Ни­ко­му по­на­ча­лу не ве­лел го­во­рить, а толь­ко из-за то­го, что жалко ему ме­ня, зная, что я цер­ковь люб­лю, ска­зал: “Пой­ди и ска­жи сест­рам”».

  • 9 декабря 1932 года – всенощная* под праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» была отслужена особенно торжественно. Епископу Герману сослужили архимандрит Феоген, протоиереи Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев. После всенощной монахини, епископ Герман и архимандрит Феоген ушли в свои кельи, а священники разошлись по домам в городе. Около одиннадцати часов ночи к Никольскому собору подошли сотрудники ОГПУ.

Анастасия Нагибина вспоминала:

«Уже 10 часов вечера... Слышим – в окна бьют... Человек 6 пришли тогда в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала... и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала: «Без старосты дверь не откроем». Привели старосту... Мать Евфалия открыла двери... Они сразу вошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту...».

*Всенощным бдением, или всенощною, называется богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Арест и обвинения

  • 9 декабря 1932 года – арест красноармейцами архимандрита Феогена вместе с находящимися в церкви епископом Германом, священниками Александром Скальским, Стефаном Пономаревым, Филиппом Григорьевым, инокиней Параскевой (Буханцовой) и монахиней Евфросиньей (Даурцевой).

Архимандрита Феогена обвинили в том, что он «входил в руководящий центр организации, содействовал в работе по нелегальной переброске за кордон представителей от организации с целью закрепления блока с белоэмигрантскими кругами...».

Из следственного дела:

«Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Герман (Вейнберг)... Козырев Василий Львович, он же архимандрит, сын бывшего царедворца. Они вели контрреволюционную деятельность, осуществляли переправу за кордон нелегальным путем передачу сведений о положении СССР вообще и о гонениях за религию в частности, имели пораженческие настроения».

Из ответов архимандрита Феогена на следствии:

«Живя в одной комнате с епископом Германом, мне приходилось наблюдать, что к нему заходили ссыльные священники и епископы. Обычно между ними и епископом Германом велись разговоры в плоскости ознакомления с вопросом, откуда прибыли ссыльные, на сколько осуждены, где раньше служили... Причт Никольской церкви оказывал денежную помощь ссыльным, но в каком размере, сказать не могу. У нас вообще существовала система оказывать помощь ссыльным, но велся ли учет выдаваемым суммам, я не знаю. Ко мне, как к исповеднику, часто обращались крестьяне с вопросом, можно ли идти в колхозы. Я им отвечал: “Главное не забывайте Бога, с Ним везде будет хорошо...”».

Ар­хи­манд­рит Фео­ген при­знал, что со­дей­ство­вал прось­бе ве­ру­ю­щих о пе­ре­прав­ке свя­щен­ни­ка на при­ход, на­хо­див­ший­ся Ки­тае, и встре­чал­ся с те­ми, кто при­хо­дил от­ту­да.

Ссылка

  • 25 июня 1933 года – тройка ОГПУ приговорила отца Феогена к 3 годам ссылки в Западную Сибирь.

Отправлен в город Тара Омской области. Здоровье батюшки в это время стало очень слабым.

  • 5 мая 1934 года – отец Феоген досрочно освобожден из ссылки и вернулся в Алма-Ату, где снова стал служить в Никольском соборе. Ему шел 73-й год.
  • В начале марта 1935 года – отец Феоген вышел за штат и уехал в Петроград, надеясь здесь дожить свои последние годы, но власти отказали ему в прописке, и он был вынужден вернуться в Алма-Ату и здесь снова стал служить в Никольском соборе.

Leningrad-prospekt-25-go-Oktyabrya-Nevskii-foto-19321934-gg..jpg

Ленинград, проспект 25-го Октября (Невский), фото 1932–1934 гг.

Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/kstolica/leningrad-1930h-godov-5b9e58780a646400aa401678

Арест и обвинения

  • 18 апреля 1935 года – отец Феоген был снова арестован. Ему предъявили те же самые обвинения в поддерживании отношений с находящимися в Китае эмигрантами, помощи ссыльным и антисоветской агитации.

Из допроса архимандрита Феогена:

– При ка­ких об­сто­я­тель­ствах вы встре­ти­лись с ки­тай­ским кон­су­лом?

– В на­ча­ле ап­ре­ля 1935 го­да ме­ня при­гла­си­ли на клад­би­ще для от­пе­ва­ния умер­шей, при­быв­шей из Ки­тая, фа­ми­лии ее я не знаю. Во вре­мя от­пе­ва­ния при­был ки­тай­ский кон­сул. При­быв­ший из Ки­тая спро­сил, же­лаю ли я пе­ре­ехать в Ки­тай, обе­щая устро­ить про­езд, ссы­ла­ясь при этом на ки­тай­ско­го кон­су­ла. Я от по­езд­ки от­ка­зал­ся в при­сут­ствии китайско­го кон­су­ла.

– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии и в чем имен­но?
– Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.

Из обвинительного заключения:

«Бу­дучи осуж­ден­ным, Ко­зы­рев сво­их контр­ре­во­лю­ци­он­ных убеж­де­ний не из­ме­нил и, нахо­дясь в го­ро­де Ал­ма-Ата, про­дол­жал контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Произведенным след­стви­ем... уста­нов­ле­но враж­деб­ное от­но­ше­ние его к со­вет­ской вла­сти...

Свидетель, епи­скоп Ал­ма-Атин­ский Тол­сто­пя­тов, по­ка­зал: “...Ко­зы­рев... (ар­хи­манд­рит Фео­ген) не со­вет­ский че­ло­век. Оче­вид­но, это яви­лось в ре­зуль­та­те то­го, что Ко­зы­рев при ца­риз­ме за­ни­мал вид­ное по­ло­же­ние... и не мо­жет по­ми­рить­ся с су­ще­ству­ю­щим стро­ем... До­ка­за­тель­ством его... несо­вет­ских взгля­дов слу­жит, на­при­мер, то, что по воз­вра­ще­нии из по­езд­ки в Ле­нин­град в мар­те 1935 го­да он всю­ду рас­ска­зы­вал о мас­со­вых аре­стах и вы­сыл­ках... про­из­во­ди­мых вла­стя­ми. При­чем ри­со­вал жут­кую кар­ти­ну, со­здав­шу­ю­ся в Ле­нин­гра­де в свя­зи “с мас­со­вы­ми аре­ста­ми”. Эти рас­ска­зы Ко­зы­ре­ва про­из­во­ди­ли непри­ят­ное впе­чат­ле­ние на слу­ша­те­лей и ком­про­ме­ти­ро­ва­ли, та­ким об­ра­зом, власть”».

  • 22 июля 1935 года – особое Совещание при НКВД приговорило архимандрита Феогена к трем годам ссылки в Казахстан.

Ссылка

  • 1936 год – отец Феоген был переведен в Чимкент, где поселился в доме священника Федора Ильича Аверьянова.

Арест

  • 1 но­яб­ря 1936 го­да – но­вый аре­ст по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и уча­стии в со­зда­нии неле­галь­ной об­щи­ны и рас­ска­зах об ис­це­ле­ни­ях от име­ю­щих­ся у него ча­стиц свя­тых мо­щей.

Из допроса архимандрита Феогена:

– След­ствию из­вест­но, что цель ва­ше­го при­ез­да в Чим­кент за­клю­ча­лась в том, что вы ре­ши­ли при­нять уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны... При­зна­е­те ли это?

– Уча­стия в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны... я не при­ни­мал.

– След­ствие за­чи­ты­ва­ет вам по­ка­за­ния... из ко­то­рых вид­но, что вы при­ни­ма­ли уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны. След­ствие тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний.

– Мое уча­стие в ор­га­ни­за­ции неле­галь­ной об­щи­ны за­клю­ча­лось раз­ве лишь в том, что я по­се­щал мо­лит­вен­ный дом и тем са­мым при­влек ту­да ве­ру­ю­щих, так как сре­ди ве­ру­ю­щих я поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том; что же ка­са­ет­ся дру­го­го уча­стия в де­ле ор­га­ни­за­ции об­щи­ны, то, по­вто­ряю, что я не был ор­га­ни­за­то­ром ее.

– След­ствию из­вест­но, что сре­ди ве­ру­ю­щих вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о на­ли­чии у вас свя­тых мо­щей. Дай­те след­ствию по­ка­за­ния об этом.

– Дей­стви­тель­но, я имел неболь­шой се­реб­ря­ный крест, в ко­то­рый бы­ла за­де­ла­на ча­сти­ца свя­тых мо­щей свя­той Ан­ны Ка­шин­ской; крест этот да­ла мне од­на игу­ме­ния в 1929 го­ду в Бу­гу­рус­лане. Крест этот я по­сто­ян­но но­сил с со­бой, и неко­то­рые из верующих при­кла­ды­ва­лись к нему, и я го­во­рил, что в нем свя­тые мо­щи.

– След­ствию из­вест­но, что за бла­го­сло­ве­ние свя­ты­ми мо­ща­ми вы со­би­ра­ли день­ги с ве­ру­ю­щих, по­се­щав­ших неле­галь­ный мо­лит­вен­ный дом.

– По­се­щая мо­лит­вен­ный дом, я по­лу­чал от ве­ру­ю­щих день­ги как ма­те­ри­аль­ную помощь, но за бла­го­сло­ве­ние мо­ща­ми де­нег я не по­лу­чал.

Из следственного дела:

«Козырев В. Л. отбывал ссылку в с. Ленинском Каратасского района. В сентябре месяце из ссылки сбежал. Проживая в Чимкенте, активно проводил религиозную пропаганду среди населения, прибегая к агитации об исцелении имеющимися у него мощами, к которым публично привлекал население».

На следствии отец Феоген отрицал факт побега из ссылки, объясняя свой отъезд из с. Ленинского в Чимкент для лечения по разрешению органов НКВД.

Виновным он признал себя только частично, не признавая обвинения в антисоветской деятельности.

Ссылка

  • 21 мая 1937 года – тройка НКВД приговорила архимандрита Феогена «за участие в контрреволюционной группе церковников» к пяти годам ссылки в Северную область.
  • Июль 1937 года – прибыл в город Сыктывкар Коми области.

Арест

  • 29 апреля 1938 года – арестован вместе с группой ссыльного духовенства и мирян и заключен в тюрьму в Сыктывкаре.
  • С 29 июня по 11 сентября 1938 года – допросы архимандрита Феогена.

Zdanie-byvschei-vnutrennei-tyurmy-OGPU-NKVD-v-Syktyvkare-gde-provodilis-doprosy-novomuchenikov-v-1937-38-godah.jpg

Здание бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ НКВД в Сыктывкаре,

где проводились допросы новомучеников в 1937-38 годах

Фото с сайта https://pravoslavie.ru/srpska/print105509.htm

Из допроса архимандрита Феогена:

– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Виновным себя не признаю.

– Вы клеветали на советскую власть, заявляя, что сейчас идет гонение со стороны советской власти на религию. Признаете это?

– Нет, этого с моей стороны не было.

– Ваша контрреволюционная деятельность следствием вполне установлена. Почему вы отрицаете?

– Этого не было, поэтому и отрицаю.

– Следствием установлено, что вы имели связь с епископом Знамировским. Последний вам оказывал материальную помощь. Почему отрицаете это?

– С епископом Знамировским я лично знаком не был. На квартире его я не бывал, и он тоже у меня не бывал. Деньги в сумме пяти рублей от Знамировского получил через незнакомую мне женщину.

– Вы даете противоречащие показания. Вы подтверждаете, что от Знамировского получили материальную помощь, и в то же время утверждаете, что с ним не были знакомы и связи никакой не имели. Дайте правдивые ответы.

– Мои показания правдивы. Когда Знамировский посылал мне деньги, то в записке писал, что он больной и просил помолиться за него. Лично разговоров с ним не имел.

– Если вы не были знакомы со Знамировским, то откуда он мог вас знать и оказывать материальную помощь?

– Меня, как духовника духовенства, знают многие. Возможно, Знамировский обо мне слышал от кого-нибудь.

– Вы вели агитацию против обновленцев, называя их еретиками и раскольниками и что они действуют заодно с советской властью и всячески притесняют тихоновцев. Признаете это?

– Не отрицаю, что обновленцев я действительно называл еретиками, потому что они нарушают церковный устав, допускают брак епископов и двоеженство священников.

– Прекратите запирательство. Следствие предупреждает вас, что все это установлено, и предлагает вам давать правдивые ответы.

– Другого ответа я дать не могу.

По делу отца Феогена был вызван в качестве свидетеля священник, который сказал:

«Он мне прямо поставил вопрос, чтобы я поступил священником Кочпонской церкви и в своих проповедях призывал верующих не ходить в обновленческую церковь, ибо там служат еретики, которые работают заодно с советской властью... Козырев в резкой форме обвинял советскую власть, что она путем гонения на религию и духовенство хочет уничтожить религию, но это не удастся, он своих волос и креста на шее никому снимать не разрешит...».

Svyato-Kazanskii-hram-g.-Syktyvkara.jpg

Свято-Казанский храм г. Сыктывкара

Фото с сайта http://pearl20.gallery.ru/watch?ph=bzoL-fI6KI

  • 10 сентября 1938 года – следствие было закончено.

Архимандрит Феоген проходил по делу «контрреволюционной группы церковников» из 6 человек (архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Самсонов, архимандрит Филарет (Игнашкин), мирянин Михаил Шиманец).

  • 24 марта 1939 года – Верховный суд Коми АССР приговорил по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР архимандрита Феогена к 5 годам лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет.

Батюшка категорично отверг все выдвинутые обвинения.

На следующий день он отправил в кассационную жалобу, где писал, что не признает себя виновным, и, что никто в судебном заседании не подтвердил ведшихся будто бы им контрреволюционных разговоров. Просил учесть его престарелый возраст и снизить меру наказания, как слишком суровую. Архимандриту Феогену было в это время 77 лет.

  • 15 июля 1939 года – Верховный суд Коми АССР отклонил кассационные жалобы осужденных, так как, по мнению суда «их просьба удовлетворению не подлежит, так как мера наказания судом определена с учетом личностей осужденных».

Кончина

  • 12 июля 1939 года – архимандрит Феоген (Козырев) скончался в тюрьме и был погребен в безвестной могиле.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – архимандрит Феоген (Козырев) причислен к лику святых и включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

 

Электронные ресурсы

  1. Преподобномученик Феоген (Козырев), архимандрит [Электронный ресурс] // Православный церковный календарь. [Б. м., б. г.]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-feogen-kozyrev. Дата просмотра: 20.10.2020.
  2. Феоген (Козырев) [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/27619.html. Дата просмотра: 19.10.2020.