Священномученик Алексий Никонов, иерей

(Алексей Михайлович Никонов)

15 октября (27 октября н. ст.) 1881 – 29 октября 1938

ikona-.jpg

Алексей Михайлович Никонов родился в городе Москве в семье землемера.

Учеба

  • 1902 год – окончил Московское коммерческое училище.
  • 1905 – 1910 гг. – учеба в Московской Духовной академии.

В 1909 году состоялось знакомство Алексея Никонова с епископом Феодором (Поздеевским), тогда ректором академии.

По совместной учебе в академии Алексей был знаком с будущим архимандритом Поликарпом (Соловьевым).

Moskva.-Ostoghenka.-Kommercheskoe-uchilische-.jpg

Москва. Остоженка. Коммерческое училище

Фото с сайта https://radiovera.ru/ulitsa-ostozhenka.html?amp 

Военная служба

  • 1903 – 1905 гг. – Алексей Михайлович служил в армии.
  • 1914 год – с началом Первой мировой войны, был призван в Царскую армию.
  • 1914 – 1917 гг. – служил прапорщиком в 11-й Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского стрелкового полка в Могилевской губернии.
  • До ноября 1917 года – служба в 712-м полку, который располагался в Пинских болотах в Минской губернии.
  • С декабря 1917 года до июля 1918 года – Алексей Никонов командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя.

Учительство

  • 1911 – 1914 гг. – работал учителем в городе Данкове Рязанской губернии.
  • 1918 – 1921 гг. – Алексей Михайлович снова возобновил учительскую деятельность и работал учителем.

Mughskaya-gimnaziya-g.-Dankova-Ryazanskoi-gubernii-.jpg

Мужская гимназия г. Данкова Рязанской губернии

Фото с сайта https://www.liveinternet.ru/tags/рязанская губерния/ 

Служение

  • 1921 го­д – стал пса­лом­щи­ком Церкви Успения Пресвятой Богородицы под­москов­но­го го­ро­да Клин Московской губернии.
  • В кон­це ав­гу­ста 1922 го­да – Алексей Никонов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Алексей Михайлович придерживался тихоновского направления Русской Правосланой Церк­ви, был противником обновленчества*.

Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) уклонился в обновленчество. На его место Патриархом Тихоном был назначен епископ Гавриил, выступивший против обновленцев. В борьбе с обновленчеством ему помогали благочинный города Клина священник Алексий Воробьёв и священник Алексий Никонов.

*Обновленчество – рас­коль­ни­че­ское дви­же­ние 1920–40-х гг. в Русской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ини­ции­ро­ван­ное советской вла­стью. Яви­лось од­ним из ин­ст­ру­мен­тов антицерковной по­ли­ти­ки советского го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ной на борь­бу с ка­но­нической Цер­ко­вью. Важ­ней­шей ха­рак­тер­ной чер­той Обновленчества бы­ло при­зна­ние «справедливости со­вер­шив­ше­го­ся в стра­не со­ци­аль­но­го пе­ре­во­ро­та», тес­ней­шее сотрудничест­во с советской вла­стью, а в пер­вые го­ды дея­тель­но­сти – опо­ра на репрессивные ор­га­ны.

Zerkov-Uspeniya-Presvyatoi-Bogorodizy-g.-Klin-Moskovskaya-guberniya-.jpg

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, г. Клин Московская губерния

Фото с сайта https://sobory.ru/photo/194032

Арест

  • 26 сентября 1924 года – священники Алексий Никонов и Алексий Воробьёв были арестованы по обвинению: «Без разрешения местной власти устроили в церкви города Клин собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия». Батюшки содержались в Бутырской тюрьме в Москве.
  • 2 октября 1924 года – родственники арестованных принесли заключенным передачу с запиской: «Дорогие батюшки, отцы Алексии! Шлем вам всем привет. Передаем одному отцу, Воробьеву: две пары белья, теплую рубашку, носки и портянки, а другому – две пары белья, одни теплые чулки, а другие – холодные... Пищу посылаем вам обоим общую, что можем. Не унывайте... Все кланяются. Хорошо бы вы были вместе... Не знаем, можно ли вам с собой взять деньги. Вы узнайте. Еще посылаем вам молитвенник, если таковой разрешат иметь при себе...».

Из протокола допроса от 16 октября 1924 года:

– Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? – спросил следователь.

– Собрания такого не было, а священник Воробьёв, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, – ответил священник.

– Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью?

– Таких слухов я не распространял.

Вины священников следствие доказать не смогло, но их все же продержали несколько месяцев в Бутырской тюрьме.

  • 27 февраля 1925 года – Особое Совещание при Коллегии ОГПУ обвинило священника Алексия по групповому «делу священников Алексия Воробьева и Алексия Никонова. Клин, 1925 г.» в «устройстве нелегального к/р собрания в церкви, распространении провокационных слухов о связи ВЦУ с ОГПУ и Советской властью» и приговорило к высылке в Нарымский край на два года.

Poselok-spezposelenzev-Narymskogo-kraya-Tomskoi-gubernii-.jpg

Поселок спецпоселенцев Нарымского края Томской губернии

Фото с сайта https://karagodin.org/?attachment_id=1024 

Служение

  • 1927 – 1930 гг. – по­сле от­бы­тия сро­ка ссыл­ки от­цу Алек­сию три го­да было за­пре­ще­но прожи­вать в шести круп­ных об­ла­стях стра­ны. Батюшка по­се­лил­ся в се­ле Спас-До­ща­тый Зарай­ско­го района Мос­ков­ской об­ла­сти и стал слу­жить здесь в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме, стара­ясь стро­го ис­пол­нять бо­го­слу­жеб­ный устав, во всем про­яв­ляя се­бя пре­дан­ным пастырем Церк­ви Хри­сто­вой.

Preobraghenskaya-zerkov-v-sele-Spas-Doschatyi-Zaraiskogo-raiona-Moskovskoi-oblasti-.jpg

Преображенская церковь в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области

Фото 1969–1970 гг.

Фото с сайта https://pastvu.com/p/142871

Село Погост Дощатый, или Спас Дощатый, расположено на крутой горе над рекой Осётр. По преданию, некогда Иван Васильевич Грозный, проезжая с богомолья из Зарайска в Коломну, залюбовался видом этой горы, назвал ее «русским Фавором», велел из досок судна построить здесь церковь во имя Преображения и пожаловал ее землей. Впоследствии вокруг церкви возник погост, а затем и село Спас Дощатый. А каменный Преображенский храм с приделом во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, был построен в 1709 году и освящен в 1713 году архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием, который некогда был здесь приходским священником с именем Давид.

Арест

  • Фев­ра­ль 1930 го­да – отец Алексий был обвинен в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, арестован и и за­клю­чен в За­рай­ском адми­ни­стра­тив­ном от­де­ле.

На момент ареста отец Алексий был болен туберкулезом легких с утратой 80% трудоспособности.

Из доноса на священника: «Прошу принять срочные меры для выяснения личности священника с. Спас-Дощатый, который... ведет к/р работу,... обрабатывает молодежь, рассказывает проповеди каждую службу – не по одной, а по две, а то и по три проповеди... Я, как человек партийный, заявляю, что необходимо принять срочные меры о высылке его...».

Из материала допроса священника от 10 фев­ра­ля 1930 года: «В про­по­ве­дях про­тив со­вет­ской вла­сти не вы­сту­пал, го­во­рил в от­но­ше­нии ду­ха неве­рия, что ес­ли че­ло­век не верит, то жизнь са­ма обя­за­тель­но при­ве­дет его к ве­ре, но, од­на­ко, со­вет­ской вла­сти не касал­ся. В про­по­ве­дях я го­во­рил, что в шко­лах де­тей учат чи­тать и пи­сать, а до­ма верующие мо­гут учить За­ко­ну Бо­жье­му. Про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции я ни­ко­гда не вы­сту­пал, и это не мое де­ло. Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю. Мо­гу до­ба­вить, что я болен ту­бер­ку­ле­зом лег­ких с утра­той вось­ми­де­ся­ти про­цен­тов тру­до­спо­соб­но­сти, на что име­ет­ся сви­де­тель­ство».

Schkola-sela-Spas-Doschatyi-Zaraiskii-raion-Moskovskooi-oblasti-.jpg

Школа села Спас-Дощатый, Зарайский район Московскоой области. Фото 1967 года

Фото с сайта https://pastvu.com/p/536278

Из об­ви­ни­тель­ного за­клю­че­ния: «…В 1927 го­ду, по­лу­чив долж­ность в церк­ви при се­ле Спас-До­ща­тый, сно­ва по­вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди населения пу­тем частых вы­ступ­ле­ний с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых вну­шал ве­ру­ю­щим, что рели­гия жи­ва и непобе­ди­ма и бу­дет су­ще­ство­вать до скон­ча­ния ве­ка, несмот­ря на го­не­ние со сто­ро­ны власти и без­бож­ни­ков-ком­му­ни­стов. До при­ез­да Ни­ко­но­ва в се­ло цер­ковь сво­е­го ли­ца не име­ла, служ­ба со­вер­ша­лась толь­ко по празд­ни­кам, ве­ру­ю­щие по­чти не хо­ди­ли. С при­ез­дом же Ни­ко­но­ва цер­ковь ожи­ви­лась, бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось каж­дый день утром и ве­че­ром с про­дол­жи­тель­но­стью 4–7 ча­сов, а так­же ча­стые про­из­не­се­ния про­по­ве­дей привлека­ли мно­го ве­ру­ю­щих и в осо­бен­но­сти жен­щин, не толь­ко ста­рух, но и мо­ло­дых. Нико­но­ву удалось ор­га­ни­зо­вать хор, ку­да вхо­ди­ли пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны и де­ти несовер­шен­ных лет. Кро­ме при­зы­ва ве­ру­ю­щих к за­щи­те ре­ли­гии, Ни­ко­нов ста­рал­ся запугивать ве­ру­ю­щих и та­ки­ми мо­мен­та­ми: «абор­ты де­лать боль­шой грех. Со­вет­ская власть поз­во­ля­ет уби­вать де­тей, че­го ни­ко­гда не бы­ло, это де­ла­ют толь­ко без­бож­ни­ки-боль­ше­ви­ки. Граж­дан­ские брак и по­хо­ро­ны – это вре­мен­ная сти­хия, при­дет вре­мя, бу­ря стихнет, православ­ная ве­ра бу­дет на сво­ей вы­со­те».

В од­ну из про­по­ве­дей в кон­це 1929 го­да батюшка при­зы­вал ве­ру­ю­щих по­мочь ему в упла­те на­ло­га, хо­дил сам по до­мам сво­е­го при­хо­да, со­би­рал день­ги и рас­про­стра­нял контррево­лю­ци­он­ные слу­хи».

Про­ку­рор Ко­ло­мен­ско­го окру­га, ко­то­ро­му де­ло священника бы­ло по­сла­но на утвержде­ние, вер­нул его, по­счи­тав, что ос­но­ва­ний к при­вле­че­нию отца Алексия к ответствен­но­сти собра­но недо­ста­точ­но, так как по­ка­за­ния сви­де­те­лей не мо­гут слу­жить осно­ва­ни­ем для при­вле­че­ния его к суду, по ста­тье 58-10 УК РСФСР. А по­се­му «де­ло производ­ством пре­кра­тить и Ни­ко­но­ва из-под стра­жи от­пу­стить».

Стар­ший упол­но­мо­чен­ный Ко­ло­мен­ско­го окруж­но­го от­де­ла ОГПУ Чес­но­ков, вви­ду вы­не­сен­но­го про­ку­ро­ром за­клю­че­ния о пре­кра­ще­нии де­ла, ре­шил на­пра­вить его на рассмотре­ние трой­ки ОГПУ.

  • 30 ап­ре­ля 1930 го­да – на за­се­да­нии трой­ки при ПП ОГПУ по Московской области бы­ло при­ня­то решение за­честь отцу Алек­сию в на­ка­за­ние срок пред­ва­ри­тель­но­го заключения и из-под стра­жи осво­бо­дить.

Служение

  • 1930 – 1936 гг. – по­сле осво­бож­де­ния отец Алек­сий про­дол­жил слу­жить в Преображен­ском хра­ме в селе Спас-Дощатый Зарайского района Московской области.

Алексий Михайлович многие годы общался с архиепископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Поликарпом (Соловьевым). НКВД впоследствии вменило ему в вину связь с Даниловским братством.

Arhiepiskop-Volokolamskii-vikarii-Moskovskoi-eparhii-Feodor-Pozdeevskii-.jpg

Архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор (Поздеевский)

Фото с сайта https://pstgu.ru/podvizhniki-blagochestiya/

Арест

  • 25 сен­тяб­ря 1936 го­да – Мос­ков­ским управ­ле­ни­ем НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны несколь­ко свя­щен­ни­ков и ми­рян. Сре­ди них был и отец Алек­сий.

Вла­сти об­ви­ни­ли его в авторстве рукописи «Дополнение к проекту новой конституции», содержащей предложения о свободе религиозной пропаганды и в том, что он «сре­ди на­се­ле­ния ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную агита­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя советской вла­сти. В про­по­ве­дях… в церк­ви сре­ди веру­ю­щих за­явил: юно­шам, де­ви­цам и детям у нас в стране не да­ют воз­мож­но­сти сво­бод­но по­се­щать цер­ковь, со­вет­ская власть дела­ет го­не­ние на ве­ру­ю­щих. Сре­ди ду­хо­вен­ства де­лал при­зы­вы к то­му, чтобы все се­бя ве­ли му­же­ствен­но в слу­чае, ес­ли при­дет­ся по­стра­дать за ве­ру».

  • 26 сен­тяб­ря 1936 го­да – отец Алек­сий был до­про­шен в г. За­рай­ске.

Kreml-goroda-Zaraiska-Moskovskoi-oblasti-.jpg

Кремль города Зарайска Московской области

Фото с сайта https://yadi.sk/a/d0BVpDrH3ZQjCy 

Из допроса отца Алексия:

– Где, ко­гда и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах вы по­зна­ко­ми­лись с Фе­до­ром Поз­де­ев­ским и Поли­кар­пом Со­ло­вье­вым?
– С ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским) я зна­ком с 1909 го­да в быт­ность его ректорства в Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. По­сле, в 1917 и 1918 го­дах, я с ним встречался в Да­ни­лов­ском мо­на­сты­ре, где он был на­сто­я­те­лем, и в 1933 го­ду я встре­чал­ся с ним в го­ро­де За­рай­ске у сво­ей те­щи… у ко­то­рой он про­жи­вал на квар­ти­ре. С архимандритом По­ли­кар­пом (Со­ло­вье­вым) зна­ком по сов­мест­ной уче­бе в Мос­ков­ской Духовной ака­де­мии, и с то­го вре­ме­ни я с ним встре­чал­ся до аре­ста, то есть до 1924 го­да. По­сле осво­бож­де­ния я с ним встре­чал­ся с 1932 го­да по день его отъ­ез­да из За­рай­ска, до нача­ла 1936 го­да… Мои встре­чи с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром про­дол­жа­лись до его аре­ста, то есть до 3 но­яб­ря 1934 го­да…

При на­ших встре­чах с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ром и ар­хи­манд­ри­том По­ли­кар­пом воз­ни­ка­ли бе­се­ды на те­му цер­ков­ной жиз­ни до­ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да и по­сле, при су­ще­ству­ю­щем строе со­вет­ской вла­сти, и глав­ным об­ра­зом ка­са­лись во­про­са за­кры­тия ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний, раз­го­на и за­кры­тия мо­на­сты­рей и умень­ше­ния чис­ла ве­ру­ю­щих.

Через неко­то­рое вре­мя отец Алек­сий был пе­ре­ве­ден в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

  • 9 декабря 1936 года – его до­про­сил сле­до­ва­тель Бу­лыж­ни­ков.

Из допроса отца Алексия:

– Кто из по­пов при­ни­мал уча­стие в об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции?
– В об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции при­ни­ма­ли уча­стие свя­щен­ни­ки Иван Смир­нов, Петр Со­ло­вьев и я, Ни­ко­нов.
– Кто яв­ля­ет­ся ав­то­ром контр­ре­во­лю­ци­он­ной ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой консти­ту­ции»?
– Ав­то­ром ру­ко­пи­си яв­ля­юсь я. На­пи­сал я ее по сво­е­му соб­ствен­но­му убеж­де­нию.
– Из­ло­жи­те со­дер­жа­ние ва­шей ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции».
– Я в сво­ей ру­ко­пи­си в ка­че­стве до­пол­не­ния к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции вы­дви­гал во­прос об из­ме­не­нии ста­тьи 124, по ко­то­рой со­хра­ня­ет­ся сво­бо­да ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды за все­ми граж­да­на­ми. Я пред­ла­гал ста­тью 124 до­пол­нить в том смыс­ле, чтобы нам, служите­лям куль­та, по но­вой кон­сти­ту­ции бы­ла пред­став­ле­на пол­ная сво­бо­да ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, как в церк­ви, так и вне ее. Устрой­ство ре­ли­ги­оз­ных бе­сед в до­мах и общественных ме­стах, ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да за все­ми граж­да­на­ми в об­ще­ствен­ных местах и в до­мах ве­ру­ю­щих так­же долж­ны быть под­твер­жде­ны но­вой кон­сти­ту­ци­ей. Выдви­гал я и дру­гие во­про­сы: об ожив­ле­нии цер­ков­ной де­я­тель­но­сти, об ограж­де­нии церков­ной жиз­ни от адми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства мест­ных сель­со­ве­тов и райсоветов, со­сре­до­то­чив все это в ру­ках вер­хов­ной вла­сти. Это все я хо­тел сде­лать через Си­нод ле­галь­ным по­ряд­ком.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии?
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.

  • 20 ян­ва­ря 1937 го­да – Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сия Никонова к заклю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на пять лет.

Направлен по этапу в Ухто-Печорский ИТЛ. Находился в ЛО № 5 (Транспортное), с 1938 – Севжелдорлаг (сельхоз Кылтово) Княжпогостского района Коми АССР.

Byvschee-zdanie-Upravleniya-Sevgheldorlaga-v-poselke-Gheleznodoroghnyi-Knyaghpogostskogo-raiona-Respubliki-Komi-.jpg

Бывшее здание Управления Севжелдорлага в п. Железнодорожный Княжпогостского района Республики Коми. Фото 1970-х годов

Фото с сайта http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=48854859&viewMode=B_10502&link=1&language=1

Кончина

  • 29 ок­тяб­ря 1938 го­да – на­хо­дясь в за­клю­че­нии, Алексей Михайлович скон­чал­ся. Тело батюшки бы­ло по­гре­бе­но на от­ве­ден­ном клад­би­ще по­сел­ка Кы­л­то­во Княж­по­гост­ско­го рай­о­на Ко­ми об­ла­сти на рас­сто­я­нии от по­сел­ка 2,5 ки­ло­мет­ра на юг.

Okrestnosti-Krestovozdvighenskogo-Kyltovskogo-ghenskogo-monastyrya-.jpg

Окрестности Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря

Фото Александра Галуцкого, 2010 год

Фото с сайта http://www.kyltovo.ru/monastyr/fotografii/1/

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Алексий Никонов Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Электронные ресурсы

  1. Марченко В. И. Священномученик Алексий Никонов [Электронный ресурс] // Проза.ру. [Б. м.], 2000-2020. URL: https://proza.ru/2018/07/23/1380. Дата просмотра: 28.07.2020.
  1. Священномученик Алексий Никонов, пресвитер [Электронный ресурс] // Православный церковный календарь. [Б. м., б. г.]. URL: https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikonov. Дата просмотра: 28.07.2020.