Священномученик Иоанн Богоявленский, иерей

(Иван Дмитриевич Богоявленский)

12 февраля (24 февраля н. ст.) 1892 – 24 декабря 1941

foto.jpg  ikona.jpg

Иван Дмитриевич Богоявленский родился в селе Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника Дмитрия Богоявленского и жены его Людмилы.

Учеба

  • 1914 год – Иван Дмитриевич окончил Ярославскую Духовную семинарию по 2-му разряду, но по стопам отца идти не захотел.

Он предпочел светский путь жизни, и работать в земских учреждениях. Так как окончил семинарию, то в земство его не взяли.

  • 1916–1918 гг. – 2 курса учебы на юридическом факультете Ярославского Демидовского лицея.

В 1918 году, когда новые революционные власти преобразовали лицей в государственный университет, Иван продолжать образование не захотел.

В Ярославле, как и во многих промышленных городах России, начался голод, и Иван Дмитриевич стал подыскивать место учителя в одном из маленьких городков

Duhovnaya-seminariya-goroda-Yaroslavlya.jpg

Духовная семинария города Ярославля

Фото с сайта https://pastvu.com/p/214102

Учительство

  • 1914–1916 гг. – Иван Дмитриевич работал учителем в церковно-приходской школе.
  • 1919 год – уехал в город Весьегонск, где поступил в советскую школу 2-й ступени преподавателем истории, географии, истории социализма и политической экономии.

Несмотря на свое прошлое стремление к светскому пути, Иван Дмитриевич был человеком глубокой веры, которую не скрывал, и часто посещал храм.

В условиях начавшегося гонения на церковь его вера стала подвергаться насмешкам – сначала от коллег учителей, а следом и от учеников, и Иван Дмитриевич решил оставить работу и уехать.

Январь 1922 года – он вернулся на родину, в село Ветрино, где служил его отец, и поселился в родительском доме.

В апреле отец умер, приход остался без священника, и Иван Дмитриевич решил поступить на место почившего батюшки.

В начале мая он обвенчался с дочерью священника, служившего в одном из храмов города Мологи Ярославской епархии, Ниной Николаевной Семеновской.

Служение

  • 9 мая 1922 – 1930 гг. – Иван Богоявленский был рукоположен в сан священника ко храму родного села.

В конце двадцатых годов XX века снова начались гонения на православную церковь. В глухом селе Ярославской губернии они проявились в требовании, чтобы священник выполнил заведомо непосильное задание по лесозаготовкам. Отец Иоанн этого требования выполнить не смог.

Selo-Vetrino-Mologskogo-uezda-Yaroslavskoi-gubernii.-Rasseleno-v-1940-godu-kak-popavschee-v-zonu-zatopleniya-Rybinskim-vodohranilischem.jpg

Село Ветрино Мологского уезда Ярославской губернии.

Расселено в 1940 году как попавшее в зону затопления

Рыбинским водохранилищем

Фото с сайта http://expedition.demo.krown.cc/vetreno.html

Историческая справка:

По справочнику «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» 1908 года «церквей в селе Ветрино две, обе каменные. Одна церковь летняя – Покрова Пресвятой Богородицы с одним престолом Покрова Божией Матери. Построена она в 1795 году тщанием и усилием прихожан. В связи с нею и каменная колокольня. Другая церковь зимняя – во имя Святителя Чудотворца Николая с одним престолом Николая Чудотворца. Построена она в 1867 году тщанием и усилиями прихожан. Обе церкви прочные». Кроме того, на краю села была четырехгранная часовня из красного кирпича с золотым куполом с крестом. В ней стояла икона Казанской Божьей Матери.

Арест

  • Март 1930 года – он был приговорен к 1 году исправительно-трудовых работ.

Прихожане были недовольны расправой над священником, они пришли к зданию районного отделения НКВД и потребовали его освобождения. Перепуганные власти вынуждены были отпустить батюшку Иоанна, и выслали его за пределы области.

Служение

  • 1930 год – по благословению епископа Бежецкого Григория (Козырева) отец Иоанн занял место священника в Воскресенской церкви села Раменье Сонковского района Калининской области (ныне Тверская область).

Здесь, как и в родном селе, прихожане полюбили батюшку Иоанна. Но власти не забыли о приговоре.

Аресты

  • Апрель 1931 27 июля 1932 гг. – новый арест и отправка в заключение на лесоповал в Сонковский район.

Верующие не оставляли священника – привозили продукты и всячески поддерживали. После заключения священник вернулся в Раменье.

После освобождения власти не оставили в покое священника, они установили тщательное за ним наблюдение.

Церковь Воскресения Христова в селе Раменье находился рядом со школой, и школьники во все большие церковные праздники заходили в него – одни оттого что, что у них родители были верующими, другие – из любопытства. Это не нравилось директору школы, и он стал искать пути закрыть храм.

Zerkov-Voskreseniya-Hristova-s.-Ramene-Kalininskoi-oblasti-nyne-Tverskaya-oblast.jpg 

Церковь Воскресения Христова, с. Раменье Калининской области

(ныне Тверская область)

Фото с сайта https://sobory.ru/photo/335731 

  • 15 августа 1934 года – по требованию сотрудника НКВД Фейгенберга священник был арестован. В тот же день следователь НКВД допросил его.

Из допроса отца Иоанна Богоявленского:

«Ко всем мероприятиям советской власти я отношусь лояльно и недовольства никогда не выражал как про себя, так и в присутствии других. Все проводимые мероприятия одобряю, так как они направлены на улучшение жизни человечества, хотя бы взять к примеру колхозы – это, по моему мнению, единственный выход крестьянину из нужды.

Я отлично понимаю, что все проводимые мероприятия советской власти и партии влекут постепенное отмирание религии...

Каких-либо разговоров среди населения по вопросам политики партии и мероприятий советской власти я не веду, откровенно говоря, боюсь, так как скажешь слово, а после его извратят, и можно получить неприятность. С вопросами текущей политики я знаком, так как выписываю и читаю областные, районные и центральные газеты».

            Из показаний старосты храма Натальи Томилиной от 7 сентября 1934 года, которой в то время было 94 года:

«Я являюсь церковной старостой Раменской церковной общины. По долгу своей службы мне иногда приходилось вести разговоры с Богоявленским, а также последний иногда ко мне заходил по церковным делам и просто так побеседовать.

В момент, когда он приходил ко мне, приходили односельчане, но священник с ними вести разговоры остерегался. Из всех граждан нашего селения Богоявленский считал самыми самостоятельными семьи Алексея Попкова и Григория Попкова.

В прошлом году приезжал в Маланьино какой-то священник, как Богоявленский рассказывал, то он не пустил его и в дом. Этот же священник после заходил и ко мне, но я его также не пустила – раз батюшка что-то заподозрил, то я думаю, что не зря. Он у нас человек очень умный и осторожный. Кое с кем, да еще с незнакомым человеком о чем-либо постороннем говорить не будет».

            Следователи допрашивали священника каждый день посменно, день один следователь, день – другой. Обвинить его было не в чем, следователям не к чему было придраться

  • 27 сентября 1937 года – отца Иоанна допросил уполномоченный управления НКВД, чтобы составить свое окончательное заключение по этому делу.

Отец Иоанн, отвечая на вопросы, сказал:

«Служа священником села Раменье, я при отправлении служб в церкви каких-либо проповедей антисоветского характера не произносил. В частные беседы с прихожанами вступал очень редко, тем политического характера не касался никогда и ни с кем. Прихожане относились ко мне хорошо, среди них я пользовался авторитетом. Объясняется это, с одной стороны, тем, что я на требы не только не устанавливал таксы, но и не просил; что дадут, то и ладно, а и не дадут – хорошо.

С другой стороны, прихожане любили меня за то, что я заботился о храме, исправлял обязанности не только священника, диакона и псаломщика, но был одновременно и звонарем, и сторожем, и уборщиком. Предшественник мой довел, можно сказать, храм до запустения – всюду были грязь, пыль, паутина. Я храм благоустроил и все время своими силами поддерживал в нем чистоту. Как и каким путем отдельные граждане, как, например, председатель сельсовета, говорят, что я являюсь первоисточником разного рода антисоветских разговоров — для меня совершенно непонятно».

            Вероятно, и следователи НКВД, и уполномоченный сочувствовали священнику и, записывая его ответы, не слишком искажали то, что он говорил, и не захотели его осудить.

2 октября 1934 года уполномоченный НКВД составил свое заключение: «В действиях, приписываемых обвиняемому Богоявленскому, нет состава преступления, а потому дело производством прекратить, арестованного Богоявленского Ивана Дмитриевича из-под стражи немедленно освободить».

Отец Иоанн был освобожден из Бежецкой тюрьмы и вернулся служить в село Раменье.

g.-Beghezk-Zemskaya-uprava.jpg

г. Бежецк Земская управа

Фото с сайта https://smolbattle.ru/threads/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D1%86%D0%BA-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B5.36180/  

Служение

  • Октябрь 1934 – сентябрь 1935 гг. – служение в церкви села Раменье.

По распоряжению благочинного отец Иоанн вел в своем храме запись родившихся, умерших и вступивших в брак. По существу эти записи нужны были самим крестьянам, которые хотели, чтобы факт крещения их детей, смерти близких был записан в церковных книгах их собственной приходской церкви.

Аресты

  • Сентябрь 1935 года – священник вновь арестован властями и обвинен в присвоении административных функций.

Прихожане нашли адвоката для защиты священника. Состоявшийся суд приговорил батюшку к денежному штрафу.

После оглашения приговора он был освобожден. Адвокат, прощаясь с отцом Иоанном, предупредил его, что он все равно будет вскоре арестован, так как главная его вина перед властями состоит в том, что он священник, и он может избегнуть ареста лишь оставив служение в храме. Такой путь отец Иоанн категорически отверг и вернулся служить в церковь.

Служение

  • Конец 1935–1936 гг. – служение в Воскресенской церкви села Раменье.

В 1936 году отец Иоанн по распоряжению благочинного стал продолжать метрические записи, за что был вызван в НКВД, на допрос. Власти обложили священника большим налогом, который он не мог выплатить.

Если бы батюшка его не выплатил, то храм сразу же бы закрыли. И снова прихожане помогли своему батюшке. Обходя дворы, члены церковного совета сразу же собрали требуемую сумму.

Тут же посыпались доносы в НКВД: будто крестьяне стали говорить, что священник работает лучше, чем сельсовет, которому никогда плана по государственному займу не выполнить.

Несмотря на доносы, власти видели, что священник ведет себя сдержанно, и не потому, что осторожен, а по своему смирению и какой-то природной застенчивости.

Но пришли новые гонения на Русскую Православную Церковь. Руководители страны приняли решение о беспощадном уничтожении всех неугодных им людей и целых слоев населения, в том числе и духовенства.

Арест

  • 12 ноября 1937 года – отец Иоанн был арестован. Сотрудники НКВД стали собирать «доказательства преступности» священника. Начали вызывать «дежурных свидетелей», продолжали собираться доносы.
  • 20 ноября 1937 года – состоялся первый допрос.

Из допроса отца Иоанна Богоявленского:

– Вам предъявляется обвинение в систематической контрреволюционной агитации, направленной к срыву проводимых хозполиткампаний в колхозах. Следствие от вас требует правдивых показаний.

– Антисоветской агитации я не вел.

- В сентябре вы дали установку монахине вести антисоветскую агитацию о том, что якобы советская власть – каторга и колхозы распадутся. Подтверждаете вы это?

– Этого не подтверждаю.

– 4 ноября вы, будучи в церковной сторожке, восхваляли врагов народа. Подтверждаете ли вы это?

– Этого я не подтверждаю, показания свидетелей ложны.

– В августе вы среди колхозников деревни Маланьино вели антисоветскую агитацию. Говорили: «Работаете день и ночь, а получаете гроши, все пойдет государству». Подтверждаете ли вы это?

– Этого я не подтверждаю. Антисоветской агитации не вел.

– В сентябре вы распространяли слухи о войне и падении советской власти. Подтверждаете ли вы это?

– Нет, не подтверждаю.

Svyaschennomuchenik-Ioann-Bogoyavlenskii.jpg

Священномученик Иоанн Богоявленский

Фото с сайта http://podvig-very.cerkov.ru/?attachment_id=1602 

Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. В вину ему было поставлено то, что он собирал средства на уплату налога, чтобы сохранить храм.

  • 25 ноября 1937 года – осужден Тройкой при УНКВД Калининской области по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы.
  • Батюшка отбывал срок в Забайкалье на предприятии Байкало-Амурский ИТЛ.
  • 16 июня 1940 года – был переведен в Северный железнодорожный ИТЛ. Находился в ЛП № 1 (Айкинское). С началом войны, при том, что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали.

Zdanie-Upravleniya-Sevgheldorlaga-v-g.-Emva-Knyaghpogostskii-raion-Respublika-Komi.jpeg

Здание Управления Севжелдорлага в г. Емва,

Княжпогостский район Республики Коми

Фото с сайта https://multiurok.ru/index.php/files/istorichieskii-proiekt-izuchieniie-arkhivnoi-sprav.html 

Кончина

  • 24 декабря 1941 года – отец Иоанн умер от голода в больнице 3-1 колонны Чокурского ОЛП (лесозаготовительного). Ему было всего 49 лет.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Иоанн Богоявленский причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Электронные ресурсы 

  1. Священномученик Иоанн (Богоявленский) [Электронный ресурс] // Православие.ru. Православный календарь. [Б. м., б. г.]. URL:  https://days.pravoslavie.ru/Life/life4818.htm. Дата просмотра: 19.11.2020.
  2. Богоявленский Иван Дмитриевич [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в. [Б. м., б. г.]. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu-feCivu8fdOrVeeWd66WWc8oUV8mcsi0cdO8ctk*. Дата просмотра: 19.11.2020.