Священномученик Николай Гаварин, иерей

(Николай Иванович Гаварин)

23 декабря 1870 (04 января 1871 н. ст.) – 24 апреля 1938

ikona.jpg

            Николай Иванович Гаварин родился в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.

Город, в котором появился на свет будущий святой, – это нынешний город, а точнее половина нынешнего города Eкабпилса, находящегося приблизительно по середине между Ригой и Даугавпилсом.

Современная история Екабпилса разделяется на истории сразу двух городов – Крустпилса и Якобштадта, располагавшихся на противоположных берегах реки Даугавы.

Учёба

  • 1893 год – Николай по первому разряду закончил Рижскую духовную семинарию.
  • Окончил 1 курс Духовной Академии.

При обучении в семинарии и академии большой акцент делался на самостоятельные занятия, самообразование, особенно по богословским предметам, в изучении изящной словесности, гражданской истории и другим гуманитарным предметам.

Все это позволяло ее выпускникам становиться не только священнослужителями, но и учителями, а также в дальнейшем продолжать свое образование в высших учебных заведениях.

Служение

Получив прекрасное духовное образование, Николай был рукоположен в сан священника и зачислен в клир одного из храмов г. Гродно.

  • 1903 год – решением священноначалия отец Николай переводится в клир Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно.

Sobor-Svyatoi-Sofii-Belorussiya-g.-Grodno.jpg

Собор Святой Софии, Белоруссия г. Гродно

Фото сайта https://pastvu.com/p/199274 

  • 1906–1915 гг. – батюшка одновременно с церковным служением состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии и занимал должность наблюдателя церковных школ Гродненского уезда.

В ведение иерея Николая было более 30 церковно-приходских школ. Уровень знаний учащихся уезда был высоким. Об этом свидетельствует тот факт, что 9 февраля 1903 года в г. Гродно с проверкой находился министр народного просвещения Г. Э. Зенгер и попечитель Виленского учебного округа В. А. Попов.

Вместе с губернатором города, будущим премьер-министром Российской империи, П. А. Столыпиным и епископом Гродненским и Брестским Иоакимом посетили гродненские церковно-приходские школы. Ответы учеников школ доказали высокий уровень их преподавания, чем были «буквально удовлетворены все присутствующие».

Petr-Stolypin-Grodnenskii-gubernator-19021903-gg..jpg

Пётр Столыпин, Гродненский губернатор 1902–1903 гг.

Фото с сайта https://ural-meridian.ru/news/16723/

  • 1915 год – в связи с военными действиями Первой мировой войны (1914–1918 гг.), причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади. Но и здесь ему удалось пробыть сравнительно недолго.

В советское время этот храм закрыли одним из последних среди московских церквей – в 1934 году. До этого туда свозили святыни из окрестных закрытых храмов, а несколькими годами позже он был разграблен и перестроен почти до неузнаваемости.

Hram-Nikolaya-Chudotvorza-na-Schepah-g.-Moskva.png

Храм Николая Чудотворца на Щепах, г. Москва

Фото с сайта https://pastvu.com/p/820855 

  • 1930 год – согласно новым постановлениям о религиозных объединениях, советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Был выселен из Москвы и отец Николай.
  • Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.

Hram-Roghdestva-Hristova-p.-Nemchinovka-Moskovskaya-oblast.jpg

Храм Рождества Христова, п. Немчиновка Московская область

Фото с сайта https://odinmirage.ru/nash-krai/vokrug-odintsovo/462-nemchinovka.html

Сложно сказать, как проходило служение о. Николая на новом месте. К сожалению, не сохранилось ни воспоминаний, ни писем, ни личных вещей, но, зная общую обстановку в стране и отношение властей к Церкви того времени, можно сказать, что жизнь священника была подобна жизни изгоя. Священнослужителей так и называли – «лишенцы».

  • Конец 1934 года – новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола.

Спустя некоторое время, он решил закрыть храм, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.

Несмотря на личное письмо архиепископа Иннокентия (Соколова) на имя сестры Ленина Марии Ильиничны, несмотря на многочисленные письма общины с просьбой не закрывать храм, Ответа на это письмо не последовало. 20 сентября 1935 года храм был закрыт.

  • Октябрь 1935 года – весь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и диакона сщмч. Елисея Штольдера, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково.

Nikolskii-hram-s.-Romaschkovo-Odinzovskii-raion-Moskovskoi-oblasti.jpg

Никольский храм с. Ромашково, Одинцовский район Московской области

Фото с сайта https://twitter.com/odi_city/status/885891758403575809

Арест

  • 29 августа 1937 года – священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Эта тюрьма повидала множество сломанных судеб и людей, осужденных несправедливо.

Следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на батюшку Николая. Свидетель не был знаком со священником и отказался давать показания.

Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля другого свидетеля – Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний».

Taganskaya-tyurma-g.-Moskva.jpg

Таганская тюрьма, г. Москва

Фото с сайта https://ruadvocate.ru/tyurmy/taganskaya-tyurma/

– Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? спросил священника следователь.

– Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.

– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?

– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.

– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.

– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.

– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.

– Не могу. Забыл.

– Расскажите о вашем отношении к советской власти.

– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.

– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.

– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял. 

  • 15 сентября 1937 года – тройкой при УНКВД по Московской области Николай Гаварин был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и отправлен в Коми АССР в Ухтпечлаг.

Мотивом для такого приговора стало обвинение в участии в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и проведении активной агитации против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии.

  • 22 октября 1937 года – прибыл в Ухто-Печорском ИТЛ.
  • 21 января 1938 года – батюшка был переведен в Усть-Вымский районный лагерь.

 Vygruzka-uglya.-Uhtpechlag.-Foto-1938.png

Выгрузка угля. Ухтпечлаг. Фото 1938 г.

Фото с сайта http://www.gulagmuseum.org/start.do?language=1

Кончина

  • 24 апреля 1938 года – иерей Николай Гаварин скончался в инвалидном городке Устьвымрайлага и погребен в безвестной могиле.

В то время некоторые родственники осужденных вместе со священниками стали жаловаться на неправый приговор, доказывая невиновность. Было возбуждено новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей.

Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо, но приговор отменен не был.

Канонизация

  • 13-16 августа 2000 года – иерей Николай Гаварин Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
  • 12 января 2012 года – Синодом Белорусского Экзархата включен в Собор Белорусских Святых.

 

Электронные ресурсы

  1. Гаварин Николай Иванович [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/24307.html. Дата просмотра: 29.06.2020.
  2. Забытый святой Гродненской земли. Памяти священномученика Николая Гаварина [Электронный ресурс] // Гродненская епархия. Белорусская Православная Церковь. [Б. м.], 2002-2020. URL: https://orthos.org/biblio/publication/nikolay-gavarin. Дата просмотра: 29.06.2020.