Свя­щен­но­му­че­ник Василий Крылов, иерей

(Василий Сергеевич Крылов)

1906 – 31 мая 1942

  KRYLOV-Vasilii-Sergeevich.jpg   Ikona.jpg

Василий Сергеевич Крылов родился в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье Сергея Васильевича Крылова, служившего псаломщиком в храме Казанской иконы Божией Матери в этом селе.

Когда Василию исполнилось девять лет, скончалась его мама. Детство и юность его пришлись на мировую войну, революцию и разруху. Если до 1917 года семья псаломщика, наравне с семьями бедных крестьян, имела лишь корову и около гектара земли, то после государственного переворота уже не имела никакого имущества, стала нищей в полном смысле этого слова.

В 1918 году, когда Василию было двенадцать лет, вся семья была лишена гражданских прав.

Учеба

  • 1917 год – закончив обучение в сельской школе, Василий поступил в Дмитровское духовное училище, но в 1918 году, когда он учился во втором классе, училище было закрыто.

Он попытался поступить в школу, но его не приняли как сына псаломщика, лишенного гражданских прав. В это время его отец стал часто болеть, и Василий помогал ему исполнять обязанности псаломщика.

Dmitrovskoe-duhovnoe-uchilische-Moskovskaya-guberniya.-Foto-1910--1916-gg..jpg

Дмитровское духовное училище, Московская губерния. Фото 1910 – 1916 гг.

Фото с сайта https://pastvu.com/p/388398 

Служение

  • 1923 год – после кончины отца будущего священномученика епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.

Вскоре Василий обвенчался с девицей Анной.

  • 1924 год – архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) назначил Василия псаломщиком в храм Рождества Иоанна Предтечи в Звенигородском уезде.
  • 2 октября 1926 года – епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского уезда.

Временно он был направлен служить в Богоявленскую церковь в Елохове в Москве.

  • 5 сентября 1929 года – епископ Подольский Иннокентий (Летяев) назначил его в Крестовоздвиженскую церковь в селе Круг Клинского уезда.
  • 1930 год – епископ Кимрский Иоанн (Соколов) назначил его служить в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского уезда.
  • 19 февраля 1931 года – архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на реке Истре Солнечногорского района.

Bogoyavlenskii-kafedralnyi-sobor-v-Elohove-v-Moskve.jpg

Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве

Фото с сайта https://b1.culture.ru/c/94130.jpg

Трудовой фронт, тыловое ополчение

В 30-е годы XX века многие в стране были бесправными. Людей, не спрашивая, отправляли на самые тяжелые работы. Одни направлялись через тюрьму и приговор в трудовые лагеря на каторжные работы, другие ссылались в трудовые поселения для освоения земель и добычи полезных ископаемых, третьи принудительно призывались в трудовые армии на бесплатный труд.

Власти посчитали, что священник Василий Крылов вполне годен по возрасту для исполнения тяжелых общественных работ.

  • 4 июня 1931 года – он был отправлен на трудовой фронт, где пробыл три года и месяц. Для священника это стало своего рода наказанием без приговора за служение в церкви.

Служение

  • 29 июня 1934 года – после возвращения с принудительных работ батюшка был направлен служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района.

Отцу Василию тогда исполнилось всего двадцать восемь лет и он служил с ревностью молодого пастыря, активно, насколько это было возможно, занимаясь миссионерской деятельностью среди молодежи.

 Troizkii-hram-v-sele-Ryazanzy-Schelkovskogo-raiona-Moskovskoi-oblasti-1930-e-gody.jpg

Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района

Московской области, 1930-е годы

Фото с сайта https://m.123ru.net/moscow/246624020/ 

В стране была принята новая Конституция, священнослужителям возвратили гражданские права, и они могли участвовать в различного рода выборах.

  • 19 марта 1936 года – отец Василий был восстановлен в избирательных правах, о чем получил документ из ВЦИКа.

Теперь казалось, можно было восстановить прежний обычай – служения в домах прихожан молебнов на великие праздники – Рождество Христово, Крещение и Пасху. Этот вопрос стал предметом обсуждений среди духовенства.

  • Январь 1937 года – отец Василий хотел пройти с иконами по домам колхозников и обратился за разрешением в органы власти, что властям не понравилось. 

Из письма благочинного Владимирской церкви села Маврино Щелковского района протоиерея Василия Успенского от 2 января 1937 года:

«Добрейший отец Василий, у нас, отцов духовных, сейчас вопрос обоюдоострый относительно хождения в праздничные дни Рождества Христова и Крещения. Моя дочка, Валентина, принесла мне записку от доктора Николая Николаевича о том, что в приходе нет эпидемии. Любые слухи об эпидемиях использовались властями как предлог для запрета богослужений.. Думаю этим и удовлетвориться, не навязываться Районному исполнительному комитету... Мне думается, не лучше ли сходить прямо в Моссовет и там спросить о применении статьи 124 – о свободе отправления религиозных обрядов. Твой предшественник, отец Николай, прислал мне письмо, в котором пишет: «Мы были, я и староста, у юриста по данному вопросу», и он им ответил, что вы можете ходить даже без всякого разрешения в пределах своего прихода. То же самое я слышал и сам от кого-то, только не помню от кого. Теперь относительно мясопоставок. То есть принудительного налога мясными продуктами, который собирался и с тех, кто не имел никакого хозяйства и соответственно должен был покупать назначенные ему в качестве налога продукты на рынке, чтобы сдать их государству.: будешь ли в Районном исполнительном комитете, Моссовете, спроси, подлежат лица духовенства, которые не имеют ничего своего: ни дома, ни усадьбы, никакого рогатого скота, а только имеют восемь штук кур и два гуся, подлежат ли мясозаготовкам? То есть облагаются ли государственным налогом по поставке мяса.. Не знаю, увидимся ли до праздника. Желаю Вам, отец Василий, встретить его в добром здравии и благополучии».

Вызванный впоследствии на допрос председатель сельсовета Семенович показал, что священник Василий Крылов действительно приходил в сельсовет за разрешением – служить молебны на праздник Рождества Христова. После того, как ему было в этом отказано, он заявил, что не подчинится и все же будет ходить с молебнами. «Хоть вы и советская власть, – сказал батюшка, – но по Конституции отошло ваше право издеваться над нами».

30 июля 1937 года вышел секретный приказ НКВД о «репрессировании бывших кулаков.... и других антисоветских элементов».

Арест

  • 14 августа 1937 года – сотрудники Щелковского РО УНКВД начали дело по обвинению отца Василия по ст.58–10 ч.1 УК РСФСР.
  • 16 августа 1937 года – священник был арестован едва ли не одним из первых в Щелковском районе. Он был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации» и заключен в Бутырскую тюрьму. В это время у них с супругой было трое детей, младшему всего один год.

Вызванные на допрос свидетелями чистильщик сельскохозяйственных машин и колхозный пастух показали, что священник к мероприятиям коммунистической партии и советской власти священник относился враждебно, увещевая колхозников ходить в церковь и молиться Богу.

Из допроса отца Василия:

– В предъявленном обвинении виновным себя признаете? – спросил его следователь.

– В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.

– Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности.

Следователь, зачитав показания лжесвидетелей, снова спросил:

– Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?

– Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал, – ответил отец Василий.

  • 23 сентября 1937 года – перед окончанием следствия батюшка был снова допрошен:

– Что вы можете показать дополнительно по своему делу? – спросил он.

– Дополнить ничего не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.

– Какие у вас будут ходатайства по делу?

– Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.

На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем.

  • 8 октября 1937 года – тюремный следователь интересовался на этот раз больше его биографией, и сколь долго он служит священником. Выяснив это, он спросил:

– Какую вы вели агитацию против существующего строя?

– Никакой, – ответил отец Василий.

– В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?

– Виновным себя не признаю.

Vypiska-iz-protokola-zasedaniya-sudebnoi-troiki-pri-Upravlenii-NKVD-SSSR-po-MO-ot-13-oktyabrya-1937-goda.jpg

Выписка из протокола заседания судебной тройки

при Управлении НКВД СССР по МО от 13 октября 1937 года

Фото с сайта https://m.123ru.net/moscow/246624020/

Из показаний «свидетелей» об отце Василии:

«В сентябре месяце 1936 года в период копки картофеля Крылов агитировал колхозников за выход из колхозов...».

«...В феврале 1937 года в помещении правления колхоза в разговоре среди колхозников по поводу выборов в Верховный Совет заявлял: «...Ну уж если Сталин нам дал право избирать и быть избранными, то теперь мы посмотрим, за кого голосовать и кого выбирать. Теперь коммунисты не протащат своих людей, хватит, их власть отошла, а мы знаем, за кого голосовать...».

«25 февраля 1937 года я вместе с Крыловым был на квартире... Он мне стал рассказывать о том, как он отбывал наказание в лагерях НКВД... и говорил: "Советская власть над людьми издевается. В лагерях людей заставляют работать непосильно. Кормят плохо, а кто не выполняет работу, того избивают до полусмерти и бросают в карцер. Дают одни селедки. А пить не дают. Вот, действительно, фашисты"».

«29 апреля 1937 года в д. Рязанцы проводилась подготовка к празднованию 1 Мая... Крылов заявил: "...Делать вам нечего, что вы готовитесь к 1 Мая... Вот мы действительно труженики Божии, мы готовимся к своему празднику..."».

Отец Василий отверг обвинения, заявив: «Все показания обо мне свидетелей считаю ложью». 

  • 13 октября 1937 года – тройка при УНКВД Московской области приговорила иерея Василия Сергеевича Крылова по ст. 58-10 УК РСФСР к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Срок отбывал в Котласском ИТЛ.
  • 31 октября 1937 года – батюшка был переведен в Локчимский ИТЛ, затем в Северный железнодорожный ИТЛ НКВД в Коми АССР.

Baraki-dlya-zaklyuchennyh-Lokchimlaga.-Foto-1989-goda.jpg

Бараки для заключенных Локчимлага. Фото 1989 года

Фото с сайта https://bessmertnybarak.ru/article/lokchimlag_nkvd_sssr/

 Kladbische-zaklyuchennyh-Lokchimlaga.-1930-e--1950-e-gody..jpg

Кладбище заключенных Локчимлага. 1930-е – 1950-е годы.

Захоронения производились с 1938 до середины 1950-х годов. Фото 2010 года

Фото с сайта http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=550659807&viewMode=B_10502&link=1&language=1

Кончина

  • 31 мая 1942 года – отец Василий кончался в лагерной больнице.

Канонизация

  • 13–16 августа 2000 года – Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иерея Василия Сергеевича Крылова к лику Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Электронные ресурсы

  1. Крылов Василий Сергеевич. [Электронный ресурс] // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в. [Б. м., б. г.]. URL: http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu8sCiffe6UUe1Ve8iceG0FdS0XdOKWeCQ*. Дата просмотра 30.07.2020.
  2. Орловский Дамаскин, архимандрит. 31 мая Церковь празднует память священномученика Василия Крылова [Электронный ресурс] // Журнал Фома. [Б. м.], 2000-2020. URL: https://foma.ru/31-maja-cerkov-prazdnuet-pamjat-svjashhennomuchenika-vasilija-krylova.html. Дата просмотра 30.07.2020.