Священномученик Александр Державин, иерей

(Александр Сергеевич Державин)

13 августа (25 августа н. ст.) 1864 – 25 марта 1933

Александр Державин родился в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии в семье священника Сергея Ивановича Державина.
 
Учёба
  • 1880 год – Александр окончил Звенигородское духовное училище.
  • 1887 год – завершил обучение в Вифанской Духовной семинарии.
Вифанская Духовная семинария
Сергиев Посад, Московская область, 1900–1903 гг.
Фото с сайта: https://pastvu.com/p/148927
Служение
  • 1887 год – Александр Державин рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии.
  • 1897 год – переведён в Троицкий храм в селе Троицкое того же уезда, где батюшка прослужил 33 года до 1930 года.

Троицкий храм в с. Троицкое Звенигородского уезда Московской губернии

Фото сайта: http://троицкое-перерва.рф/история-храма/

Арест и обвинения
  • В ночь на 2 января 1930 года – отец Александр был арестован. В его доме был произведен обыск. Все книги, письма и вещи были перерыты, а священник был отвезён на ст. Кубинка и помещён, до прибытия поезда, в отдельную комнату как арестант. В 5 часов утра прибыл поезд из Москвы. С вокзала в закрытом автомобиле он был доставлен на Лубянку.
  • 3 января 1930 года – во время следствия в Лубянской тюрьме батюшка был допрошен лишь один раз. Его обвинили в антисоветской агитации и в участии в мифическом восстании в Звенигороде.
Следователь вел дело вяло, мало чем интересовался, зная, что священника арестовали в рамках борьбы безбожного государства с Церковью, и сам спросил его, знает ли священник, за что его арестовали. Отец Александр, несколько удивившись такой постановке вопроса, ответил, что не знает, за что его арестовали и, что антисоветской агитации он не вел, и вообще стоит в стороне от политики. На этом допросы были закончены, и священника отправили в общую камеру.
В течение января следователь допрашивал свидетелей, один из них показал: «Священник Александр Сергеевич Державин явно настроен против советской власти. На собрании верующих, где присутствовало 62 человека, по вопросу о ликвидации церковного совета выступил и говорил: «Никакой общины организовывать не нужно, она у нас есть. Сейчас по деревням председатель Троицкого сельсовета ходит по домам и переписывает, кто верует и кто не верует. Это товарищи делают потому, что они нам не верят. Мы даем наши сведения, кто в наших списках записан не за страх, а за совесть, а большевики наоборот – не за совесть, а за страх». Больше никаких выступлений я с его стороны не замечал. Политическая физиономия Державина очень скрыта и изучению поддается с трудом. Я лично считаю, что арест Державина был преждевременный и бесцельный. На арест Державина население смотрит как на гонение на веру, а не как на арест какого-то контрреволюционера».
 
  • 5 января 1930 года – отца Александра перевели в Бутырскую тюрьму. Обвинение заключалось в том, что «Совместно с активом церкви, будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых Советской властью и партией мероприятий в деревне...».
  • 31 января 1930 года – следствие было закончено. Виновным он себя не признал.
  • 12 февраля 1930 года – Александр Державин Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по Московской области был приговорен к 3 годам высылки в Северный край. После приговора он еще месяц просидел в Бутырской тюрьме.

Бутырская тюрьма, г. Москва
Ссылка
  • 15 марта 1930 года – священник был отправлен этапом в г. Архангельск.
В Архангельске он провел ночей пять, но эти ночи, как записал потом отец Александр в своём дневнике: «для меня были тяжелее Бутырской тюрьмы. Дни и ночи я проводил в доме сезонника – ночлежка грязная, народа ссыльного в доме масса, грязь страшная, пьянство, разврат, вши одолели. Воровство, буйство. Наконец всем священникам дали паспорта на жительство в Часовенском сельском совете на реке Лодьме в 25 верстах от Архангельска».
  • 23 марта 1930 года – отец Александр вместе с другими ссыльными священниками Николаем Златоустовым и Федором Воскресенским наняли в городе подводу и прибыли в Часовенский сельский совет.
  • 24 марта 1930 года – поселились на жительство в деревне Кондратьево Приморского района Архангельского округа в доме крестьянина.
г. Архангельск, 23-25 января 1930 года
Поскольку по возрасту отец Александр уже не мог устроиться на физически тяжелую работу, а другой за большим количеством ссыльных не было, пришлось жить только посылками и деньгами, которые присылали дети. Из-за отдаленности места ссылки, почтовые переводы приходили нерегулярно, посылки порой разворовывались, да и получить их можно было только в то время года, когда не было распутицы. По этой причине часто приходилось голодать, терпеть лишения. У отца Федора Воскресенского положение было еще хуже, он практически ни от кого не получал помощи, поэтому отец Александр, чем мог, помогал собрату.
Храма в Кондратьево не было, это очень сильно угнетало. «Все-таки тяжело жить на свете без веры в Бога и людям. Везде и во всем Божия воля», – написал в день Святой Троицы отец Александр в дневнике.
 
  • 10 июля 1930 года – место высылки было заменено на Коми АССР Усть-Цильмский район. Вместе с отцом Фёдором и Николаем они 14 дней прожили в Архангельске и 14 дней добирались до Усть-Цильмы. Здесь же начали искать квартиру.
  • 14 августа 1930 года – священник впервые за многие месяцы был в храме: «Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе», – записал в дневнике отец Александр.
  • 18 августа 1930 года – он исповедовался и приобщился Святых Христовых Тайн.
Дом, где жили политссыльные, с. Усть-Цильма
В конце августа среди ссыльного духовенства прошел слух о том, что всех нетрудоспособных священников, около 100 человек, из Усть-Цильмы хотят выслать в верховье Печоры в деревни за 300 верст на реку Шар.
Из дневника священника: «Не знаю, перенесу ли это путешествие, многие священники и сейчас лежат еще в больнице от сыпного тифа и чувствуют себя плохо. Трудоспособные будут посланы на лесопильный завод на работы. Везде беда и скорби».
 
  • 22 августа 1930 года – отцу Александру, вместе с еще 20 нетрудоспособными священниками, велено ехать из с. Усть-Цильмы на жительство в д. Усть (35 верст от с. Усть-Цильма).
Из дневника отца Александра: «Что делать, воля Божия. Из моих товарищей никого со мной не назначают, приходится жить одному. Посылается со мной еще человек двадцать».

Усть-Цилемская Николаевская православная церковь. 1908 год
По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники-старообрядцы беглопоповского толка. По дороге священник застудил ноги. Здоровье стало еще более расстраиваться. Он начал понимать, что два года в таких условиях он навряд ли проживет.
Отец Александр поселился в одном доме также со ссыльными священниками Алексеем Никольским и Георгием Троицким. Квартира, в которой они поселились, понравилась местному учителю, поэтому духовенство заставили с нее съехать и искать новую.
 
  • 29 октября 1931 года – от брюшного тифа умер священник Георгий Троицкий. Чтоб рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги отца Георгия. Отец Александр отпевал его. В девятый, двадцатый и сороковой дни поминовения ходил служить панихиду на его могилу.
  • 20 марта 1932 года – батюшке удалось причаститься Святых Христовых Тайн.
  • В конце марта 1932 года – отец Александр вместе со всем ссыльным духовенством в округе был вновь собран в Усть-Цильме и направлен в другое место жительства. Вместе с отцом Алексеем Никольским они просились остаться в Усть-Цильме. Им разрешили. Из-за дороговизны квартир, сдаваемых в наём, пришлось поселиться в 4 км от Усть-Цильмы в селении Коровий Ручей.
  • 31 мая 1932 года – пришло распоряжение из ОПТУ, чтобы отец Александр явился в Усть-Цильму с вещами. В ОГПУ ему объявили, что он должен отправляться в местечко Зигрнь.
Сын отца Александра Пётр написал письмо в ОГПУ, что согласен взять отца на иждивение. Срок наказания подходил к завершению и 2 января 1933 года истек. Однако никто в округе не получал разрешение выбыть домой. Не получил его и отец Александр.
  • 4 марта 1932 года – отец Александр причастился Святых Христовых Тайн. Видимо он надорвался, или от переохлаждения, у него начались сильные боли в животе. Поехать к фельдшеру он смог, было очень холодно. С каждым днем боли усиливались, и состояние здоровья становилось хуже.

Иерей Александр Державин. Бутырская тюрьма
Кончина
  • 25 марта 1933 года – священник Александр Державин умер. На похороны отца поехал сын Виктор. Погребен отец Александр, вероятно, в селе Зигрнь. Точное местонахождение могилы неизвестно.
  • 6 апреля 1933 года – постановлением Тройки ОГПУ отцу Александру было разрешено свободное проживание.
 
Канонизация
  • 12 марта 2002 года – иерей Александр Державин причислен Архиерейским Собором к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
 

Электронные ресурсы

  1. Священноисповедник Александр Державин [Электронный ресурс] // Официальный сайт Воркутинской епархии. [Б. м., б. г.]. URL: http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/svyashhennoispovednik-aleksandr-derzhavin/. Дата просмотра: 08.02.2020.
  2. Державин Александр Сергеевич [Электронный ресурс] // ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия. [Б. м., б. г.]. URL: https://drevo-info.ru/articles/9625.html. Дата просмотра: 08.02.2020.