Бухаров Анатолий Павлович
(1931-1995)
Художник-график. Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1986), член Союза художников СССР с 1965 года.
Родился 5 января 1931 года в с. Перевоз Зиминского района Иркутской области. Учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград) на графическом отделении у А.Ф. Пахомова (1957-1963).
После окончания института Анатолий Бухаров приезжает в Воркуту. В 1965 году он впервые участвует в Коми республиканской художественной выставке. Работы, представленные на этой выставке показали основную тематическую направленность молодого художника – это Север, его люди, их праздники и будни. “Полярная ночь” (1965), “Остров “Соколий” (1965), “Северный пейзаж” (1965), “Карское море”(1965) – все листы, выполненные в технике акварели, рассказывают о стремлении художника запечатлеть необычную жизнь Северного края.
Рем Ермолин. Портрет художника А. П. Бухарова. 1982 год
С 1969 по 1971 год Анатолий Бухаров работает над серией линогравюр, посвященной старой Воркуте: “Шахты” (1969), “Старая Воркута” (1971), “Смена идет” (1971), “Уголь” (1971) и другие листы – это черно-белая повесть о трудной и трагической судьбе города угольщиков.
Следующим этапом в творчестве Бухарова является работа над циклом графических листов о жизни оленеводов на побережье Ледовитого океана.
Художник много ездит, живет среди пастухов оленей, собирая натурные впечатления. Поэтому его произведения правдоподобны и детально повествуют о суровом труде маленькой народности, живущей на краю земли.
В работах “Молодая ненка” (1973), “На пастбище” (1974), “Мать оленеводов” (1978), “Старый оленевод” (1978), “Размышления” (1978), “Стоянка оленеводов” (1979) художнику удалось совершенно точно соотнести суровую красоту северной земли с состоянием человека, который живет на ней.
Еще одна тема, которая красной нитью проходит через все творчество Анатолия Бухарова – тема Великой Отечественной войны. Впервые он обратился к ней в 1971 году в работе над серией “Старая Воркута”. Лист “Первый уголь осажденному Ленинграду”, выполненный в технике офорта, посвящен конкретному историческому событию, отраженному в самом названии произведения. Эмоционально с волнением рассказывает Бухаров о войне в цикле больших листов, созданных к 30-летию Победы в 1975 году: “Война”, “1941 год”, “Солдатки”, “Расплата”, “Труженик войны”, “Конец войне”.
Весна
В последние годы жизни Анатолий Павлович Бухаров обратился к пейзажному жанру. Его излюбленной техникой стала акварель и гуашь. В работах “Зимние лиственницы” (1984), “Северные просторы” (1984), “Коми село” (1984), “Вечерняя тундра” (1987), “Весна в Заполярье” (1988) проявилось лирическое дарование художника, способного даже в суровом, скупом на краски, заполярном пейзаже, увидеть его неповторимую прелесть.
С 1965 года А.П. Бухаров – постоянный участник республиканских художественных выставок, с 1967 года – зональных выставок “Советский Север” и выставок “Советская Россия”. Персональные выставки художника состоялись в Сыктывкаре в 1985, 1997 годах. Творческое наследие художника хранится в Национальной галерее Республики Коми и краеведческом музее г. Воркуты.
Умер 28 июня 1995 года в Ухте.
У Карского моря
.
Источники информации и фотографий:
https://vk.com/club151452534?z=album-151452534_257321929
komi.com/ngall
http://www.artmuseum.ru/
artru.info