(1925-1989)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Коми АССР (1961), Лауреат Государственной премии Коми АССР (1987). Член Союза художников СССР.

Родился 8 октября 1925 года в с. Вомын Усть-Куломского уезда Коми автономной области. Специального художественного образования не получил. С 1947 года работал художником-оформителем в краеведческом музее в Сыктывкаре и одновременно посещал студию при СХ Коми АССР, которой руководил П. Э. Бендель.

В 1952 году Добряков переходит на постоянную работу в худфонд при СХ Коми АССР и становится регулярным участником всех республиканских выставок. Первое время работает в жанре пейзажа, однако растущее мастерство и стремление создавать вещи, проникнутые пафосом больших событий современности, приводят живописца к созданию тематических картин. Первой среди них было полотно “К новому месту работы” (1957).

                                                                Затон. 1978 год

60-е и начало 70-х годов в творческой биографии Сергея Добрякова являются самыми плодотворными.

В это время он создает свои лучшие произведения: картины “Коми охотники” (1964), “Красные партизаны” (1967), “На земле предков” (1969), “Встречающие” (1977), “Полярный гидропорт” (1977); гобелены: “Тундра” (1973), “Стойбище” (1973), “Тайга” (1976). В этот же период были созданы и лучшие мозаичные панно: “Северные игры” (1963), “Домна Каликова” (1962), “Победа” (1963).

Коми охотники. 1964 год. Холст, темпера. Картина представляет собой групповой портрет коми охотников. В каталоге 1963 года указаны их коми прозвища «Егор Иван, Архип Иван и Максим Андрей». В таких прозвищах первое из имен - имя старшего в роду, последнее – имя носителя прозвища

Лейтмотив произведений Сергея Добрякова – единение человека с природой. С наибольшей полнотой он прозвучал в полотнах “На земле предков” (1969) и “Встречающие” (1977).

                                          Братья по оружию. Из серии «Нормандия-Неман». 1967 год

Присутствует в творчестве Сергея Добрякова и еще одна выстраданная тема – о Великой Отечественной войне.

Война очень близко была связана с личной судьбой художника. Будучи ее участником, он дошел до Берлина. По воспоминаниям об этом времени сложилась серия “Нормандия-Неман”, состоящая из живописных и акварельных работ. Сдержанно и немногословно, с большой мерой художественного обобщения он создает образы солдат-победителей в произведениях: “Прощание” (1968), “Нормандия-Неман” (1968), “На русской земле” (1985).

На земле предков. 1969 год. Холст, темпера. Картина считается лучшим произведением художника. Первопроходцы-геологи, следуя тропами Полярного Урала, набрели на древнее языческое капище. Молчаливые идолы словно протянули невидимую нить из далекого прошлого в настоящий день, заставили задуматься о прошлом этой земли, испытать чувство сопричастности ее судьбе.

Творчество Сергея Алексеевича Добрякова очень многогранно. Самыми характерными чертами его дарования явилось умение уйти от бытовизма, лаконизм изобразительных средств, стремление к монументальности, декоративности.

С 1951 года С. А. Добряков - участник Коми республиканских художественных выставок, зональных выставок “Советский Север”, выставок “Советская Россия”, “По родной стране”. Персональная выставка художника состоялась в Сыктывкаре в 1990 году.

Охотник. 1972 год. Холст, масло. Особенностью промыслового костюма охотника был так называемый «лузан» - короткая накидка из прямоугольного куска ткани (холст, сукно) с отверстием для головы. Под полотнищем лузана с обеих сторон были пришивные карманы для размещения промысловых припасов и добычи. Карманы выдерживали до 30 кг груза. Лузан подпоясывался кожаным ремнём (тасма). Лыжи охотников изготавливались из ели или берёзы и обшивались оленьими или лосиными камусами. Специальных лыжных палок не существовало, его заменял охотничий посох койбедь.

                                               Гроза ушла. 1985 год. Холст, темпера

Творческое наследие С.А. Добрякова хранится в Национальной галерее Республики Коми, а также в художественных музеях городов Кострома и Тверь. Умер 3 октября 1989 года в г. Сыктывкар.

                                                                На русской земле. 1985 год

.

Источники:

Добряков Сергей Алексеевич // Теплинский Ю.А. В памяти Ухты. – Киров, 2008. – С. 405.

http://www.ngrkomi.ru/gallery/exhibition/235/

komi.com/ngall

http://www.komi.com/ngall/komiso/dobrakov.htm

artru.info